Управление социально-экономическими системами (организациями)

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Система - это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих или суммативное образование, или целостное образование с введённым новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из её элементов.

10 элементов системы управления:

1.Субъект управления — субъект (личность, группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.Субъект управления через прямой канал передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние. Управляющим звеном называют как должностное лицо (начальник, директор, менеджер) так и органы управления (министерство, департамент). То есть по сути это есть либо верхнее, либо промежуточное звено в структуре управления.

2.Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения к запланированной цели (целям). По масштабам и уровням управленческого воздействия страна, отрасль, регионы, предприятия и т.п.; По видам регулируемой деятельности дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность; По адресату управленческого воздействия объекты-управления подразделяются на: население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности; население областных, районных, городских социально-территориальных общностей; персонал министерств и ведомств; персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.

3.Цели организации: По источникам внешние цели, учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует; внутренние цели - цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников, что во многом облегчает процесс управления; с точки зрения комплексности простые, сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели; По степени важности: стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности; тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например, проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания); по сроку действия долгосрочные цели (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет), краткосрочные (до одного года). По содержанию технологические (компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий), экономические (укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала), производственные (в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости), административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе), маркетинговые (связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и др.), научно-технические (фиксируются на создании и внедрении в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов), социальные (ориентируют на создание благоприятных условий труда и отдыха работников (повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений социального партнерства в организации, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр)); С точки зрения приоритетности необходимые цели, достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника, желательные цели, реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности, возможные цели, достижение которых в данный момент ничего не меняет; По направленности на конечный результат, например, выпуск определенного объема продукции, на осуществление той или иной деятельности, например, повышение квалификации, на достижение определенного состояния объекта управления - реконструкцию предприятия; По форме выражения цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определенного объема продукции), цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя); С точки зрения особенностей взаимодействия безразличные по отношению друг к другу (индифферентные), конкурирующие, дополняющие (комплиментарные), исключающие друг друга (антагонистические), совпадающие (идентичные); По уровню миссия ( создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности, формулирует направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий), общеорганизационные и специфические цели ( разрабатываются в каждом подразделении (стратегической, хозяйственной единице) и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей)). Требования к цели (достижимость, гибкость, измеримость, конкретность, совместимость, приемлемость и понятность для работников, определена со сроками).

4.Задачи организации это предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

· получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

· обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

· недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

5.Структура организации: Линейная Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью. При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т. д.;

Функциональная В рамках функциональной структуры принятие управленческих решений распределяется между функциональными начальниками, которые отвечают за принятие решений в той области, которая относится к их компетенции. Эти решения передаются в подразделения или конкретным работникам, которые и воплощают их в существование;

Линейно-функциональная Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением;

Линейно-штабная Руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб не имеет полномочий, связанных с руководством и принятием решений; его задачи ограничиваются помощью линейному менеджеру в осуществлении определенных функций управления. Штабные подразделения — это планово-экономический отдел, правовая служба, отделы анализа, координирования, контроллинга, отдел маркетинга, бухгалтерия и т. д. В некоторых случаях штабные подразделения наделяются правом функционального руководства (это касается когда-то всего бухгалтерии, отдела управления персоналом, отдела маркетинга, планово-экономического отдела);

Матричная существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, ‑исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта. В обязанности руководителя второго типа входит координация действий различных исполнителей в рамках одного проекта (целевой программы, темы); этот руководитель отвечает за выполнение данного проекта в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимодействует не только с членами проектной группы, но и с рабочими соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде вопросов;

Дивизиональная Основная фигура — менеджер, руководящий подразделением (вертикальная касательство). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб (горизонтальная связь). Подразделения выделяются на основании одного критерия: это может быть или фабрика определенного ‑вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной признак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением, и отчитываются перед ним.

6.Ресурсы:

Человеческие ресурсы — это люди, а точнее, те способности, умения и навыки, которые люди продают организации за заработную плату. Организация должна проводить грамотную кадровую политику; без этого ее выживание, конечно, не окажется под вопросом, однако эффективность пострадает. По этой причине необходимо стремиться к тому, чтобы в организацию приходили талантливые, хорошо подготовленные люди, желательно с опытом работы. Не стоит отказываться и от неопытных работников, так как организация имеет возможности подготовить хорошего специалиста, который внесет существенный вклад в ее процветание. Хорошему специалисту следует создавать такие условия, которые удержат его в организации.
Капитал — это средства акционеров и банков, на которые организация приобретает другие ресурсы, необходимые для ее деятельности.
Чтобы обладать необходимые для функционирования организации денежные средства, организация вынуждена прибегать к заимствованию их во внешней среде, например, распространяя акции, находя инвесторов или взяв кредиты в банках.
Сырье, наряду с технологиями — основа деятельности практически любой организации, занимающейся производством товаров. Наличие материальных ресурсов в необходимом количестве — очень важная составляющая нормального функционирования организации. Для того чтобы деятельность была эффективной, любая организация обычно делает запасы необходимых материалов.
Информация — данное ресурс, значение которого в полной мере было осознано не так давно. Роль информации в деятельности организации может быть огромной. (информация может быть предметом купли-продажи, информация очень важна для принятия правильных решений)

Технологии — не менее важный ресурс. Основная задача организации состоит в том, чтобы при максимально эффективном использовании ресурсов и минимальных затратах достичь стоящих перед ней цельнее. Многие зарубежные фирмы и корпорации специально выделяют средства на научные исследования, которые могут быть полезными в процессе того фабрики, которым они занимаются.
7. Функции управления:

Планирование – проектирование достижения целей организации в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано).

Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды.

Мотивация – создание условий для выполнения коллективами и отдельными работниками действий, необходимых для достижения целей организации.

Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения.

8.Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной организацией целей. Выделяют: организационно-административные, основанные на прямых и директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников

9. Принципы управления:

Общие принципы управления - прин­ципы управления, имеющие непосредственное отношение к системе управления в целом, т. е. ко всей совокупности входящих в нее компонентов.

· Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

· Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

· Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

· Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

· Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Частные (специальные) принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно от них отличаться.

· Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

· Принцип коллегиальности предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

· Принцип научной обоснованности заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

10.Персонал организации – личный состав организации, работающий по найму, для обеспечения основных целей фирмы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: