Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения.
1. По степени влияния на будущее организации они делятся на стратегические
и тактические.
Первые определяют основные пути ее развития, вторые — конкретные способы
продвижения по ним. Обычно стратегические решения (скажем, о выходе на но
вый рынок) принимаются на высшем уровне управления, а тактические (напри
мер, о ремонте оборудования) — на низовых.
2. По степени самостоятельности решения подразделяются на инициативные
и предписанные.
Первые принимаются руководством организации под воздействием обстоя
тельств, вторые конкретизируют поступающие сверху (например, от головной
фирмы) указания.
3. По масштабам решения могут быть глобальными, затрагивающими всю орга
низацию в целом, и локальными, касающимися только одной ее части (стороны дея
тельности). Реализация глобальных решений, доля которых, как считается, составляет около трети, как правило, нуждается в высокой степени энтузиазма и вовлеченности работников.
4. В соответствии с временным горизонтом можно говорить о перспективных ре
шениях, последствия которых будут ощущаться длительное время (например,
об инвестировании), и текущих, ориентированных на нужды сегодняшнего дня
(об изыскании средств для выплаты заработной платы).
5. В зависимости от конктретной продолжительности периода реализации при
нято вьщелять долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от года до 5 лет) и кратко
срочные (до одного года) решения.
Долгосрочные решения обычно имеют прогнозный характер, ибо касаются
будущей ситуации, которую не всегда можно точно просчитать. Они наиболее
рискованны и могут так и остаться на бумаге, если предположения не оправда
ются.
Среднесрочные реиления находят воплощение уже в обязательных для исполнения
планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные ме
роприятия. В чрезвычайных обстоятельствах они могут корректироваться.
Краткосрочные решения отражаются в оперативных распоряжениях.
6. В соответствии со степенью предопределенности результата различают веро
ятностные и детерминированные (однозначные) решения, которые сравнительно
редки.
Вероятностные решения принимаются в условиях неопределенности, на основе
частичной информации, причем не всегда действительно необходимой (в то же
время и избыточная информация не обязательно может улучшить решение). В этом
случае одному и тому же действию соответствует несколько результатов, вероят
ность наступления которых не всегда можно оценить, тогда лишь перечисляются
ожидаемые последствия.
7. По степени регламентированности выделяют контурные решения (предоставляют широкую свободу исполнителям); структурированные (допускают инициативу во второстепенных вопросах); алгоритмизированные, где инициатива исключена.
8. По направленности воздействия решения могут быть внешние (касаются окру
жения) или внутренние.
9. По степени обязательности исполнения они подразделяются на директивные,
рекомендательные и ориентирующие, что зависит, например, от уровня принятия,
сроков действия, степени важности.
Директивные решения обычно разрабатываются высшими инстанциями в ста
бильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют
обязательного исполнения.
Рекомендательные готовятся совещательными органами (различного рода коми
тетами или комиссиями). Их исполнение желательно, но не обязательно, посколь
ку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их при
нимает.
Наконец, ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов.
Ориентирующими, по сути, можно считать и прогнозные решения, являющиеся
как бы «маяком» для плановых.
10. По функциональному назначению можно выделить организационные, коорди
нирующие, регулирующие, активизирующие и контролирующие решения.
11. По степени сложности решения разделяются на простые, сложные и уни
кальные.
12. По методам выработки различаются шаблонные и творческие.
13. В зависимости от числа разработчиков решения делятся на индивидуальные
и коллективные.
14. По широте охвата выделяются общие и специальные решения. Первые каса
ются одинаковых для всех вопросов (например, о времени начала и окончания ра
бочего дня) и вносят в деятельность организации элемент стабильности. Вторые от
носятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту.
15. С точки зрения предопределенности решения принято делить на запрограм
мированные и незапрограммированные.
К принятию первых приводит или логика развития ситуации, когда иного выхо
да нет, или ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с готовыми
правилами и процедурами лишь момента начала действий и степени их интенсив
ности.
Незапрограммированные реш&нущ принимаются в новых или неопределенных
обстоятельствах, если требуемые шаги трудно заранее точно расписать. Они оп
ределяют набор и последовательность предстоящих действий и требуют творче
ского подхода, интегрирующего данный анализ, опыт, искусство и чутье менед
жера.
16. По способу влияния на объект решения можно разделить на прямые и кос
венные. Первые воздействуют непосредственно на него, вторые — на создание
таких условий, под влиянием которых он сам изменит в нужную сторону свое
поведение.
17. По сфере реализации решения могут быть связаны с производством, сбытом,
научными исследованиями и т. п.
18. По форме решения бывают правовыми и неправовыми.
19. По содержанию решения в рамках организации бывают техническими, эко
номическими, социальными.
20. По степени полноты и достоверности используемой информации выделяют:
• решения, принимаемые в условиях полной определенности;
• решения, принимаемые в условиях частичной определенности;
• решения, принимаемые в условиях полной неопределенности.
21. С точки зрения подходов к разработке можно говорить о:
• эвристическом решении, предполагающем свободный научный поиск
подходящего варианта;
• нормативном, исходящем из требований стандартов;
• прецедентном, учитывающем имеющийся опыт;
• синоптическом, использующем формализованные и математические модели.
22. По способам принятия выделяют интуитивные, адаптационные и рацио
нальные решения.
Таким образом, на практике любые решения содержат элементы иррациональ ности и субъективизма. Это предъявляет определенные требования к личности того, кто эти решения принимает.