double arrow

Общение как коммуникация

Коммуникацияпроцесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь — информацию о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Коммуникативная компетентностьспособность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения.

Основные функции коммуникации:

1) информативная — передача истинных или ложных сведений;

2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьбу, убеждение;

3) перцептивная — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;

4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Передача информации может осуществляться сверху вниз:

1) постановка задач (что, когда делать),

2) инструктирование (как, каким образом, кто).

Передача информации может осуществляться снизу вверх:

1) донесения об исполнении,

2) донесения о проверках,

3) донесения о личном мнении сотрудника.

Передача информации может осуществляться в горизонтальном направлении:

1) обмен мнениями,

2) координация действий,

3) планирование,

4) сообщение об исполнении.

Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:

1) отправитель информации,

2) сообщение — собственно информация,

3) канал — средство передачи информации,

4) получатель информации.

Коммуникационный процесс разбивают на пять этапов:

I этап — начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, «что именно» (какую идею и в какой форме ее выразить) и «с какой целью» он хочет передать и какую ответную реакцию получить.

II этап — воплощение идеи в слова, символы, в сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации: речь, жесты, мимика, письменные материалы, электронные средства связи: компьютерные сети, электронная почта и т. д.

III этап — передача информации через использование выбранных каналов связи.

IV этап — получатель информации переводит вербальные (словесные) и невербальные символы в свои мысли — этот процесс называют декодированием.

V этап — этап обратной связи — отклик получателя на полученную информацию, на всех этапах коммуникационного процесса могут существовать помехи, искажающие смысл передаваемой информации.

Выделяют следующие виды коммуникаций:

1) формальные (определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;

2) неформальные (например, канал распространения слухов);

3) вертикальные (межуровневые) — сверху вниз и снизу вверх;

4) горизонтальные — обмен информацией между различными отделами для согласования действий;

5) межличностные — устное общение людей в любом из перечисленных видов коммуникаций.

Причины плохой коммуникации:

1) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате чего нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

2) предвзятые представления — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;3) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то его трудно убедить в справедливости вашего взгляда;

4) отсутствие внимания и интереса собеседника;

5) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы и заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

6) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.;

7) неверный выбор стратегии и тактики общения.

ВОПРОС № 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: