Типы коммуникации

Общение – сложное явление, обладающее множеством признаков. Поэтому и классификации общения строятся на различных основаниях.

В функциональном расслоении РЛЯ на первый план выдвинуты основные функционально-стилевые сферы: книжная и разговорная речь. Они противопоставлены и сопоставлены своими функциональными и структурными свойствами.

Книжная речь – речь, используемая в официальной ситуации в условиях групповой и массовой коммуникации (массовая коммуникация – это печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет-сайты, кино. Здесь нет непосредственной обратной связи с адресатом информации, текста, с читателями, радиослушателями, теле- и кинозрителями.

Разговорная речь – речь при неформальном общении, вне служебной, официальной ситуации, в условиях межличностной коммуникации. Этот вид коммуникации предполагает непосредственный контакт участников диалога, в котором фигурируют обычно двое, может быть, и несколько человек, но, как правило, не больше четырех-пяти. Происходит спонтанный (неподготовленный) обмен репликами. Важную роль при этом играют жесты, мимика – так называемые невербальные (несловесные) средства выражения.

Книжная речь и разговорная речь разграничиваются в зависимости от их основного функционального назначения: речь с установкой на официальность общения – книжная, а на неофициальность общения – разговорная.

Речь книжная и речь разговорная могут быть представлены либо в письменном виде (письменные тексты книжной речи – научные статьи и монографии, тексты художественных произведений, тексты законов, газет и журналов; письменные тексты разговорной речи – дружеские письма, записки) либо в устном (лекции, выступления на митинге, телепередачи – это устные тексты книжной речи; бытовой диалог – это устный текст разговорной речи). Соотношение понятий «письменная речь» и «устная речь» обусловлено, следовательно, формой выявления, реализации языка. Изначально язык – звучащая речь, он проявляет себя в устной форме, а письмо – вторично, это условное графическое воспроизведение того, что говорят, т. е. устной речи.

Важным основанием для выделения типов общения является характер употребляемых средств коммуникации.

С одной стороны, общение опирается на а) естественные средства, т. е. использует тело человека, его органы – губы, зубы, нёбо, язык, гортань. С другой стороны, к этим средствам давно добавились б) искусственные: специальные материалы и приспособления для письма, разнообразная множительная техника, телеграф, телефон, радио, телевидение, компьютерные средства общения и т. д. Современное общество во многом обязано своим уровнем развития печатным и электронным средствам общения.

Общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственным, или прямым, является такое общение, при котором коммуникативные действия человека и их восприятие адресатом совершаются одновременно, в одной коммуникативной ситуации и без применения искусственных средств общения. Например, беседа журналиста с интервьюируемым им человеком, если беседующие находятся в одно и то же время в одном и том же месте, одновременно видят и слышат друг друга, могут пользоваться всеми своими естественными коммуникативными средствами, это непосредственное общение (например, телепередачи «Культурная революция» М. Швыдкого, «Школа злословия» Т. Толстой и Д. Смирновой, ставшие популярными ток-шоу; выступление ректора перед студентами первого сентября на торжественном митинге и т. п.).

При непосредственном общении элементы окружающего мира, одновременно наблюдаемые беседующими или известные им, могут не называться в речи, не получать в ней специальных номинаций, на эти элементы достаточно указать:

- Ну, как он?

- Да ничего.

(Эти реплики могут прозвучать в разных ситуациях. Такой вопрос можно задать, по поводу самочувствия больного, степени готовности к ответу одного из студентов на экзамене или привлекательности молодого человека в разговоре девушек, делящихся впечатлениями на вечеринке).

Непосредственное общение исторически и в сознании людей является исходным и основным, первичным. Оно господствует и в бытовой сфере жизни. Естественной формой непосредственного общения является диалог, хотя возможны и монологические формы непосредственного общения, например, лекция.

Опосредованное общение протекает как в монологических, так и в диалогических формах. Оно производно от непосредственного, надстраивается над ним, но постепенно становится главным или даже единственным в некоторых сферах коммуникации, например, в сфере художественного словесного искусства, в Интернет-общении. Речевое взаимодействие создателя литературного произведения с читателями опосредовано фиксированным текстом этого произведения. На функционирование в опосредованной коммуникации рассчитаны, например, тексты законов (законодательная сфера), а также тексты деловой сферы общения.

В непосредственном общении весьма значимы несловесные средства коммуникации. В отличие от словесных, или вербальных, их называют невербальными. К ним относятся мимика, жесты, позы, особенности использования пространства, тембр, общая звуковая окраска речи, е темп. Приведем пример, который иллюстрирует значимость средств невербальной коммуникации при общении людей, принадлежащих к разным культурам.

О громкости голоса. Студенты из Таиланда перестали посещать лекции по русской литературе. «Она на нас кричит», – сказали они о преподавательнице, говорившей в соответствии с русской педагогической традицией, громко, четко и ясно. Эта манера оказалась неприемлемой для студентов-тайцев, привыкших к иным фонетическим и риторическим параметрам.

В общении, опосредованном компьютерной техникой, невербальных компонентов, сочетающихся с вербальными, еще больше, начиная от простеньких «смайликов» типа улыбающегося личика и кончая богатейшими мультимедийными средствами, объединяющими в единый текст письменное слово, звук, графику, анимацию, видеоэлементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: