Раздел 1. Методологические вопросы правовой статистики. Базовые термины и определения

В специальном, узком смысле статистика исследует с количественной стороны массовые общественные явления, отражая происходящие в этой сфере процессы в виде количественных закономерностей жизни общества в конкретных условиях места и времени[3]. В ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» к предмету ведения прокуратуры относится государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния следственной работы и прокурорского надзора. В зависимости от различной степени разработанности отраслей правовой статистики условно выделяют три комплексные сферы: уголовно-правовую, административно-правовую и гражданско-правовую. В рамках подобной классификации указанный статистический учет в органах прокуратуры относится к уголовно-правовой отрасли правовой статистики.

В Федеральном законе «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 20.11.2007 № 282-ФЗ, от 19.10.2011 № 285-ФЗ, от 16.10.2012 № 171-ФЗ, от 02.07.2013 № 171-ФЗ) определены основные понятия правовой статистики и закреплены виды документированной информации: официальная статистическая информация, первичные статистические данные, административные данные. При формировании официальной статистической информации применяется официальная статистическая методология, которая должна быть научно обоснованной, открытой и доступной, соответствовать международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации.

Официальная статистическая методология формируется субъектами официального статистического учета и утверждается ими по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Федеральной службой государственной статистики, являются статистическими стандартами Российской Федерации.

Элементами метода статистики и статистической методологии, имеющими прямое отношение к виду учета, определенному в ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», являются:

1) массовое статистическое наблюдение, или сбор первичных данных об изучаемом объекте;

2) сводка и группировка как разделение совокупности данных, полученных на этапе наблюдения, на однородные группы по одному или нескольким признакам;

3) применение обобщающих статистических показателей и их анализ, а именно вычисление и интерпретация обобщающих статистических показателей.

Создавая ГАС ПС в органах прокуратуры, следует определить ее место в единой межведомственной информационно-статистической системе (далее – ЕМИСС), которая проектируется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2010 № 367 (с изменениями от 27.12.2010). Ее оператором определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а координатором − Федеральная служба государственной статистики.

ЕМИСС представляет собой государственную информационную систему, объединяющую официальные государственные информационные статистические ресурсы, формируемые субъектами официального статистического учета в рамках реализации федерального плана статистических работ.

Ее участниками являются: координатор, оператор и пользователи межведомственной системы, субъекты официального статистического учета. Таким образом, имеется возможность организации доступа ведомств как к централизованным, так и региональным информационным ресурсам, а Генеральная прокуратура Российской Федерации и прокуратуры субъектов Российской Федерации являются участниками единой межведомственной информационной статистической системы.

В соответствии с Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.2013 № 483), Генеральная прокуратура Российской Федерации представляет в ЕМИСС информацию о следственной работе и дознании, рассмотрении сообщений о преступлениях, в том числе о преступлениях коррупционной направленности.

На Федеральную службу государственной статистики возложено организационно-методическое обеспечение функционирования указанной системы.

В процессе статистического исследования выделяют следующие этапы: сбор статистической информации (статистическое наблюдение) и ее первичная обработка; систематизация и дальнейшая обработка данных, полученных в результате статистического наблюдения, на основе их сводки и группировки, иных процедур прикладной статистики; обобщение и анализ результатов обработки статистических материалов, формулировка выводов и рекомендаций.

Первый этап статистического наблюдения представляет собой систематический, планомерно организуемый процесс сбора первичных данных, характеризующих явления социальной, экономической и правовой жизни.

Планомерность статистического наблюдения проявляется в том, что оно проводится по специально разработанному плану, который включает в себя вопросы, связанные с организацией и техникой сбора статистической информации, контроля ее качества и достоверности, представления итоговых материалов.

Массовый характер статистического наблюдения обеспечивается полнотой охвата всех случаев проявления изучаемого явления или процесса.

Систематичность статистического наблюдения достигается его непрерывным либо регулярным, через равные промежутки времени, выполнением.

В обобщенном виде процесс проведения статистического наблюдения состоит из следующих этапов: подготовка наблюдения, проведение массового сбора данных, подготовка данных к автоматизированной обработке, подготовка предложений по совершенствованию статистического наблюдения на основе полученных результатов.

В настоящее время общей задачей теории статистики является определение форм, видов и способов статистического наблюдения для решения вопросов, где, когда и какие приемы наблюдения следует применять. Государственный единый статистический учет, проводимый органами прокуратуры, по степени охвата исследуемой статистической совокупности является сплошным, а по времени регистрации фактов – непрерывным (текущим). При правильной организации статистического наблюдения он дает достаточно точные результаты, которые можно считать статистически достоверными.

При подготовке статистического наблюдения необходимо определить цель, объект и единицу наблюдения.

Цель любого статистическогонаблюдения − получить достоверную информацию с тем, чтобы выявить взаимосвязи факторов, закономерности в явлениях и процессах правовой жизни.

Объектом наблюдения называется совокупность общественных явлений или процессов, подлежащих исследованию. При выборе объекта наблюдения важно строго и точно определить границы изучаемой совокупности, для чего четко устанавливаются существенные признаки, по которым следует включать объект в совокупность или нет. Для объекта наблюдения необходимо указать единицу наблюдения и единицу совокупности.

Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения. Программой статистического наблюдения называют совокупность вопросов, ответы на которые в процессе наблюдения и должны составить статистические сведения. Успех проведения наблюдения зависит от того, насколько правильно будет выполнена разработка программы наблюдения.

Каждое конкретное измерение величины данных дает, как правило, приближенное значение величины явления, в различной степени отличающееся от истинного значения этой величины. Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия действительной величине какого-либо показателя или признака, полученного по материалам наблюдения. Расхождение между результатом наблюдения и истинным значением величины наблюдаемого явления называется ошибкой наблюдения.

В таблице представлена классификация ошибок наблюдения.

Признак классификации Вид ошибок
Характер ошибок случайные систематические
Стадия возникновения ошибки регистрации ошибки при подготовке данных к машинной обработке ошибки в процессе машинной обработки
Причины возникновения ошибки измерения ошибки репрезентативности преднамеренные ошибки непреднамеренные ошибки

По своему характеру ошибки делятся на случайные и систематические. Случайными называют ошибки, возникающие под действием случайных факторов. Такая ошибка может быть направлена в сторону уменьшения или увеличения значения признака, которая, взаимопогашаясь, на конечном результате не отражается. Систематические ошибки имеют одинаковую тенденцию либо к уменьшению, либо к увеличению значения показателя признака. Систематические ошибки представляют большую опасность, так как в значительной мере искажают результаты статистического наблюдения.

По стадиям возникновения различают: ошибки регистрации; ошибки, возникающие в ходе подготовки данных к машинной обработке; ошибки, появляющиеся в процессе компьютерной обработки.

При подготовке данных к машинной обработке или в процессе самой обработки ошибки возникают в информационных центрах. Такие ошибки связаны с небрежным, неправильным, нечетким заполнением данных в формулярах, физическим дефектом носителя данных, с потерей части данных из-за несоблюдения технологии работы с информационными базами.

Знание причин возникновения ошибок наблюдения позволяет снизить процент подобных искажений информации. Отдельно выделяют преднамеренные ошибки, возникающие из-за сознательного искажения данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: