double arrow

В.34.Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Взаимосвязь работы логопедии и воспитателя

Работа учителя-логопеда в ДС направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями, логопед проводит профилактическую работу в ДОУ по предупреждению нарушений речи. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте – 20-25 чел. в течении года. Работа по устранению дефектов речи проводится 5 раз в неделю (носит индивидуальный или подгрупповой характер). Логопед берет на индивидуальное занятие ребенка с любого воспитательного занятия. Показатель работы логопеда – состояние звукопроизношения у детей, выпускаемых в школу. Первые 3 нед. нового учебного года – полное комплектование групп и подгрупп, которые будут заниматься. Логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со сходной речевой патологией (не более 6 дет.). Продолжительность подгруппового занятия – 15-20 мин., индивидуального – в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка.

Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развитие когнитивных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения и предпосылок их нормального развития. Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы, должны быть включены в структуру занятия и осуществляться параллельно с реализацией учебных и воспитательных целей или в форме самостоятельных упражнений в виде игры, беседы или зарядки. Так как познавательные процессы развиваются в тесной взаимосвязи между собой и представляют сложные системные образования, то каждое упражнение, адресованное к какому-либо определенному познавательному процессу, одновременно влияет и на другие. Так, например, упражнения, направленные на развитие моторики ребенка, одновременно укрепляют его внимание и моторную память; рисование помимо развития моторики положительно влияет на внимание, пространственные представления, мышление; таким образом, деление методических рекомендаций на разделы несколько условно, поскольку задача их едина. В каждом разделе задания располагаются от простых к сложным. Задания в зависимости от ведущей задачи должны отвечать закономерностям развития любой психической функции: от наглядной деятельности к образной, затем к словесно-логической и абстрактной. В процессе обучения необходимо сочетать упражнения, направленные на развитие различных познавательных функций (например, в течение одного занятия предъявляются задания на развитие моторной сферы и на внимание). Для того чтобы занятия дали максимальный результат, рекомендуется использовать различные игры, как индивидуальные, так и групповые, повышающие заинтересованность ребенка в достижении результата и в самом процессе деятельности, вовлекающие в процесс познавательной деятельности эмоциональные и личностные аспекты детей данного возраста. Большое значение придается развитию произвольного внимания, коммуникативно-речевой активности, организации речевого поведения в группе. В коррекционных программах, как правило, выделяется работа по следующим разделам: моторное развитие; восприятие; внимание и память; формирование пространственных представлений; критичность, контроль, программирование психической деятельности; развитие мышления. Каждый раздел направлен на развитие определенной познавательной способности и когнитивной сферы ребенка в целом и осуществляется в тесном сотрудничестве с психологом. Работа воспитателя и работа логопеда различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.

В процессе формирования правильного произношения, воспитатель выявляет детей, которым необходима помощь логопеда. Воспитатель должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения. Воспитатель работает с детьми, которые имеют возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенного этапа речевого развития. При правильной работе воспитателя эти особенности ликвидируются и не задерживают развитие речи ребенка. Формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитание фонематического слуха. Логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях с воспитателем неправильное звукопроизношение не ликвидируется и мешает дальнейшему развитию их речи. Исправление звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направлено на преодоление этих недостатков.

Работа по формированию и исправлению звукопроизношения состоит из трех этапов:

  1. подготовительный
  2. появление звука речи
  3. усвоение звука речи
ВОСПИТАТЕЛЬ ЛОГОПЕД
Работает по формированию правильного звукопроизношения. Исправляет недостатки звукопроизношения.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата. Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положение органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков. Создание определенных положений и тренировка движения органов артикуляционного аппарата. В зависимости от характера нарушений звуков, логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
ПОЯВЛЕНИЕ ЗВУКА
Уточнение звука или его вызывание по подражанию. Воспитатель использует способность ребенка к подражанию, подбирая звуковые образы. Он закрепляет произношение звука с теми детьми, у которых он уже есть и вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание на звучании и артикуляции. Логопед занимается постановкой звука. Обычно это более сложный процесс, чем вызывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдельные движения артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторения перед зеркалом, логопед закрепляет ее, затем, применяя специальные приемы, получает правильное произношение звука.
УСВОЕНИЕ ЗВУКА (ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА В РЕЧИ)
Уточняется правильное произношение в словах, фразах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается последовательно, выборочно, по усмотрению воспитателя. Автоматизация звука, его последовательное введение в речь: слог, слово, предложение, текст.

Таким образом, логопед и воспитатель должны четко представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достичь единой цели: воспитание у детей правильного произношения всех звуков и подготовить его для успешного обучения в школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: