Аналитическая деятельность на предприятии. Содержанием аналитической деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого хозяйствующего

Содержанием аналитической деятельности является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого хозяйствующего субъекта в целях принятия оптимальных управленческих решений. По содержанию выполняемых расчетов различают комплексный экономический анализ, технико-экономический, социально-экономический, экономико-правовой, экономико-экологический, аудиторский анализ.

По роли в управлении выделяют:

управленческий (внутренний) анализ (анализ деятельности предприятия с экономической, финансовой и технической стороны по данным внутреннего учета)

финансовый (внешний) анализ (анализ деятельности предприятия с финансовой стороны по данным бухгалтерской отчетности).

Методы экономического анализа классифицируются на формализованные и неформализованные. В основе формализованных методов лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости. К данной группе относятся следующие методы:

горизонтальный (анализ динамики путем сравнения значений показателей со значением предыдущего периода);

вертикальный (определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом);

трендовый анализ (сравнение значения показателя с рядом предшествующих периодов и определение основной тенденции динамики показателей);

сравнительный (анализ показателей по отдельным подразделениям фирмы, а также анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, среднеотраслевыми значениями);

факторный (анализ влияния отдельных факторов на показатели с помощью детерминированных и стохастических приемов исследований).

Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических зависимостях. К ним относят метод экспертных оценок, метод сценариев, психологические методы. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеет интуиция и опыт специалистов.

Важной частью экономического анализа является оценка финансового состояния предприятия. Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оценка финансового состояния традиционно осуществляется по следующим направлениям:

общая характеристика фин.составляющих предприятия; анализ финансовой устойчивости предприятия; анализ платежеспособности и ликвидности; анализ коэффициентов рентабельности и деловой активности.

Финансовая устойчивость характеризует стабильность деятельности предприятия и связана с общей финансовой структурой фирмы, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

В наиболее общем случае, чем больше доля собственного капитала, тем выше финансовая устойчивость предприятия. Рассмотрим основные показатели финансовой устойчивости. Коэф фин зависимости, где СК -

собственный капитал, р.; ЗК – заемный капитал, р.; К – капитал предприятия, р. Желательно, чтобы значение данного коэффициента было меньше единицы.

Коэффициент автономии: В

наиболее общем случае нормальное минимальное (норм.) значение коэффициента автономии 0,5.

3. Наличие собственных оборотных средств (СОС): СОС = СК – ВА, где ВА – внеоборотные активы, р. Предприятие считается финансово устойчивым при положит.величине собственных оборотных средств. Если собственных оборотных средств больше запасов, то предприятие считается абсолютно финансово устойчивым.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств.

При анализе ликвидности рассчитывают коэффициенты абсолютной, критической и текущей ликвидности.

Коэффициент тек. ликв. рассчитывается путем деления оборотных активов на краткосрочные обязательства предприятия. Значение данного показателя должно быть более двух. Это указывает на то, что для поддержания ликвидности не более половины оборотных активов должно покрываться краткосрочными обязательствами предприятия.

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается путем деления абсолютно ликвидных активов на краткосрочные обязательства. Нормативное значение данного коэффициента – не менее 0,2.

Коэффициент быстрой (критической) ликвидности определяется путем деления абсолютно и быстро реализуемых активов на краткосрочные обязательства. Минимальное нормативное значение данного коэффициента – 1.

Особое внимание необходимо уделять оценке эффективности использования ресурсов предприятия. Традиционно в отечественной практике эффективность оценивается путем соотношения затрат и результатов.

4.Базовые теории и этапы формирования групп. Почему люди стремятся быть связанными с другими. Основная теория, объясняющая это стремление, — теория близости. Она утверждает, что индивиды стремятся быть связанными друг с другом по причине пространственной или географической близости. Эта теория предполагает, что студенты, сидящие в классе рядом, скорее образуют группу, чем сидящие в разных концах.
Более полная теория образования групп, чем теория простой близости, основана на таких понятиях, как деятельность, взаимодействие и чувства (теория взаимодействия). Эти три элемента напрямую связаны друг с другом. Чем больше совместных дел у людей, тем многочисленнее будут их взаимодействия и тем сильнее будут их чувства (симпатия или антипатия к другим); чем больше взаимодействий между людьми, тем больше будет у них совместных дел и разделяемых чувств; чем больше чувств испытывают люди по отношению друг к другу, тем обширнее будут и их совместная деятельность и взаимодействия.
Одной из наиболее полных теорий образования групп является теория равновесия. Эта теория утверждает, что люди привлекают друг друга вследствие схожего отношения к общезначимым для них целям и задачам. ОБЩИЕ УСТАНОВКИ И ЦЕННОСТИ: Религия, Политика, 0браз жизни, Брак, Работа. Когда эти отношения установлены, их участники стремятся поддержать баланс между взаимным тяготением и общими ценностями. Если баланс нарушается, то предпринимаются попытки его восстановить. Если же баланс не может быть восстановлен, то взаимоотношения прекращаются.

Еще одним теоретическим подходом к образованию групп, является теория обмена. Групповая теория обмена рассматривает последствия взаимодействия в виде вознаграждения и затрат. Чтобы возникло взаимодействие или стремление установить связь, в перспективе должен иметь место хотя бы минимальный положительный результат (вознаграждение должно превышать затраты). Вознаграждение в результате взаимодействия удовлетворяет потребности индивида, в то время как затраты вызывают у него тревогу, смущение или утомление.
Кроме утвердившихся психологических объяснений процесса образования групп существуют также несколько общепринятых выделяемых этапов группового развития.

1. Формирование. Эта начальная стадия отмечена неопределенностью и даже недоразумениями. Члены группы еще не уверены в целях, структуре, заданиях и лидерстве.
2. Бурление. Этот этап развития, характеризуется конфликтами и конфронтацией. (Как правило, в эмоционально напряженной атмосфере между членами группы могут возникать серьезные разногласия и конфликты относительно ролей и обязанностей.)
3. Становление норм. На этом этапе члены группы кооперируются и начинают сотрудничать. Они обладают чувством “мы”, тесной сплоченностью, товариществом и идентифицируют себя с группой.
4. Действие. Это этап, на котором группа функционирует в полную силу и посвящает себя эффективному выполнению задач, согласованных на предыдущем этапе.
5. Распад. Это конец существования группы, которого постоянные группы никогда не достигают.

Существует множество типов групп. Малые и большие группы, первичные и вторичные, объединения, группы с формальным членством и референтные, внутренние и внешние, формальные и неформальные.
Первичные группы. Термины “малая группа” и “первичная группа” часто используют как взаимозаменяемые. Но все же разница между ними существует. Малая группа должна соответствовать только одному критерию — иметь малую численность. Считается, что группа должна быть маленькой, чтобы все ее члены были лично знакомы и взаимодействовали. Первичной группе недостаточно быть просто малой, ее членов должны связывать чувства товарищества, преданности и общее отношение к ценностям. Таким образом, все первичные группы являются малыми группами, но не все малые группы являются первичными.
Группы принадлежности — это группы, к которым индивид действительно принадлежит. Примером может быть членство в отраслевом профсоюзе. Референтные группы — это те группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет. Примером является престижная социальная группа. Члены внутренней группы имеют или разделяют основные ценности, а внешние группы состоят из людей, находящихся вовне по отношению к внутренней группе.

В современных организациях существует множество формально сформированных групп, таких, как комитеты. Неформальные группы образуются по политическим причинам, вследствие дружбы или общих интересов. Группа друзей может сформироваться на работе, а затем выйти за пределы рабочей среды.

12.Инновационные рес. и их характерист. Можно выделить пять основных видов ресурсов, используемых в инновационном процессе:
- материально-технические;
- кадровые;
- интеллектуальные;
- информационные;
- финансовые.
Финансовые ресурсы непосредственно не потребляются в инновационном процессе, но способны накапливаться, распределяться и приобретаться для последующей трансформации в материальные, интеллектуальные и кадровые ресурсы путем рыночного обмена. В ряде случаев под интеллектуальными ресурсами понимаются способности человека к осуществлению инновационной деятельности. Однако если принять подобную трактовку этого термина, теряется дифференциация между интеллектуальными ресурсами и кадровыми. Более точным будет определение содержания термина – интеллектуальные ресурсы, по аналогии с термином – интеллектуальная собственность, как результатов инновационной деятельности, воплощенных в патентах, лицензиях, ноу-хау, а также овеществленных в опытных и рабочих образцах новой техники и т.п. В некоторых случаях, понятия интеллектуальные, материально-технические и кадровые ресурсы могут пересекаться:
1). Сотрудник, работавший многие годы над определенной научной проблемой в одной организации, обладает ноу-хау, причем в ряде случаев не артикулируемым, трудно формализуемым. В этом случае трудно отделить его способность к инновационной деятельности, как составляющую кадровых ресурсов, от интеллектуальных ресурсов в форме ноу-хау, носителем которых он является.
2). Рабочий образец новой техники в натурально вещественном плане относится к материально-техническим ресурсам. В то же время он воплощает знание о еще не внедренном новшестве, то есть относится к интеллектуальным ресурсам, потребляемым в инновационной деятельности.
3). По мере развития общества значение информационных ресурсов неуклонно возрастает. В последнее время стало распространенным представление о качественной трансформации современного общества в информационное. С подобной точкой зрения можно спорить, но применительно к инновационной деятельности, не возникает сомнений, что информация составляет для нее ключевой ресурс. Поэтому уточнение соотношения понятий “интеллектуальные ресурсы” и “информационные ресурсы” составляет существенный момент при выработке терминологического инструментария данного исследования. Наука – одна из составных частей инновационной деятельности – производит новые знания, то есть новую информацию. В этой связи можно говорить о научно-технической информации как одновременно ресурсе и результате исходного этапа инновационной деятельности. Функционирование системы научно-технической информации обеспечивается как на уровне предприятия, так и на государственном уровне. Не все информационные ресурсы относятся к новому научному или техническому знанию. Типичный пример – маркетинговая информация. Обоснованным можно считать мнение, что информационное обеспечение бизнеса сводится к четырем группам задач: что делать?; кому продать и у кого купить?; где взять средства? Поэтому, мы выделяем в особый вид интеллектуальные ресурсы, хотя они и тесно связаны с информационными ресурсами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: