Расходы организации. Классификация расходов. Понятие себестоимости продукции, показатели, виды. Источники снижения себестоимости продукции

Расходы – это уменьшение эк выгод в рез –те выбытия активов и возникновения ден об-в, кот приводят к уменьшению капитала орг-ции.

Расходы: по об видам деят-сти (формируют с\с) и прочие (аренда, курс разница, выбытие активов – относятся на финн рез-ты)

В целях анализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в с/с продукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная. Однородные по своему эконом. содержанию затраты называются эконом-ми элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели. Все затраты, образующие с/с продукции, группируются в связи с их эконом. содержанием по след. элементам: 1) матер-е затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов) – методом ФИФО, средней с\с и с\с единицы, ЛИФО с 2008 г исключен; 2) затраты на з/п; 3) отчисления на соц. нужды – (до 2011 -26%(Пф -20, ФСС – 2,9, ФФОМС – 1,1, ТФОМС – 2), с 2011 -32 %(ПФ – 26, ФСС – 2,9, ФФОМС-2,1, ТФОМС -3); 4) амортизация ОФ; 5) прочие затраты.

Классификация затрат по экон-м элементам служит для опр-ния заданий по снижению с/с продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, а также для экономического обоснования инвестиций. Для исчисления с/с отд. видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции: 1. Сырье и материалы. 2. Возвратные отходы (вычитаются). 3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги произ-ного характера сторонних предприятий и организаций. 4. Топливо и энергия на технологические цели. 5. з/п произ-ных рабочих. 6. Отчисления на соц. нужды. 7. Расходы на подготовку и освоение производства. 8. Общепроиз-ные расходы. 9. Общехоз-ные расходы.10. Потери от брака. 11. Прочие произ-ные расходы. 12. Коммерческие расходы. Итог первых 11 статей образует произ-нную с/с продукции, итог всех 12 статей – полную с/с продукции.

Кроме поэлементной и постатейной классификации затраты классифицируются и по другим признакам: Основные затраты- непосредственно связанные с технологическим процессом произ-ва,- на сырье и осн. материалы, вспомогательные и другие расходы, кроме общепроиз-ных и общехоз-ных. Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием произ-ва и управлением им. Они состоят из общепроиз-ных и общехоз-ных расходов. К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например расход сырья и материалов. К единовременным (однородным) расходам относят затраты на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др. Производительными считаются затраты на произ-во продукции установленного качества при рациональной технологии и организации произ-ва. Непроизводительные расходы явл. следствием недостатков в технологии и организации произ-ва (потери от простоев, брак продукции, оплата сверхурочных и др.). Производительные расходы планируются, а непроизводительные, как правило, не планируются.

Важное значение для анализа и управления издержками произ-ва на п0 с целью их снижения имеет классификация затрат на: условно-постоянные затраты –которые не изменяются или изменяются незначительно в зависимости от изменения объема производства (амортизация зданий и сооружений, расходы на управление произ-вом и предприятием в целом, арендная плата). Условно-переменные затраты – которые изменяются прямо пропорционально изменению объема производства (сдельная з/п рабочих, расходы на сырье, материалы, комплектующие изделия, технологическое топливо и энергию).

С увеличением объема произ-ва и реализации продукции с/с единицы продукции снижается за счет снижения условно-постоянных расходов на единицу продукции. С/с – это выраженные в ден. форме издержки произ-ва. Это важнейший показатель эфф-ти произ-но-хоз-ной деят-ти предприятия. Исчисление с/с необ-мо для оценки общего уровня затрат и сопоставление этого показателя с уровнем затрат за предшествующий период работы предприятия, для выявления резервов снижения себестоимости продукции, определение уровня оптовых цен на продукцию, расчеты прибыли и рентабельности, для эконом. эфф-ти- внедрение новой техники, обоснование решений о произ-ве новых видов продукции и снятие с произ-ва устаревших видов. К показателям с/с относят: 1. Общую сумму затрат на произ-тво продукции. Это показатель необходим предприятию для расчета прибыли, так как П = ВР - 3, где П - прибыль предприятия; ВР - выручка от реализации продукции; 3 - общая сумма затрат на произ-во продукции. 2. Затраты на произ-тво и реализацию отд. видов продукции. Характеризует рентабельность различных видов продукции. 3. Затраты на рубль товарной продукции. Рассчитываются как отношение затрат на произ-тво и реализацию всей товарной продукции к общему объему товарной продукции в действующих ценах. Показывает, сколько в каждом вырученном рубле затрат.

Различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая с/с продукции харак-ся такими затратами, к-рые планируются исходя из установленных норм использования сырья, материалов, полуфабрикатов, действующих тарифных ставок, норм выработки и заданий по производительности труда; установленных нормативов по управлению производством и так далее. Фактическая с/с отражает степень выполнения плановых заданий и характер работы п0 и характеризует реальные произведенные затраты на производство и реализацию продукции и может существенно отличаться от плановой. По последовательности формирования с/с различают на агрегатную (затраты на выполнение данной технологической операции), цеховую (сумма затрат цехов осн. Произ-ва по изготовлению продукции), произ-ную (затраты на произ-во продукции в целом по п0, т.е. сумма цеховой с/с и общехоз-ных расходов) и полную (кроме указанных выше затрат, включает в себя расходы, связанные с реализацией продукции).

Источники снижения с/с. 1. Изменение произв-сти труда и ур-ня зп +-Зпт = (1-(Iзп/Iпт))*альфа зп*100% альфа –доля зп в с/с 2. изм-ие V пр-ва +-Зq=(1-(Iупр/Iq))*бета*100% Iупр – индекс условно пост расходов, Iq- индекс изм-ия V пр-ва, бета – доля усл пост расходов в с\с 3. Изм-ие норм и цен материалов +-Зма=(1-In*Iцен)*альфа ма*100% альфа мА – доля мат затрат в с\с.

Финансовые результаты деятельности предприятия: сущность, функции и виды прибыли. Показатели рентабельности предприятия (рентабельность активов, рентабельность финансовых ресурсов, рентабельность продаж.

Эфф-сть произв инв и фин деят-сти выр-ся в фин рез-тах.Это итог хоз деят-сти, выраженный в ивде прибыли (убытоков).

Прибыль – источник саморазвития, показатель конкурентоспособности, её финн устойчивости и плат-сти; источник фор=ия бюджета (засчет налога на пибыль). Прибыль – это Д уменьшенные на вел-ну произведенных Р.Форм-ся как прибыль от об видов деят-сти и по прочим операциям. Осн источник прибыли – прибыль от продаж.

Прибыль лежит в основе хозрасчетной деят-ти п0 и выполняет две функции: 1. харак-т конечные фин. результаты деят-ти п0, размер его ден. накоплений. Величина прибыли зависит от качества продукции (поощрительные надбавки за высокое качество), от рац-го использования ОФ, мат-ных и тр. ресурсов (способствует снижению с/с), от качества работы п0 (выполнение обязательств перед поставщиками, покупателями, банком); 2. прибыль явл. глав. источником финансирования затрат на произ-ное и соц. развитие п0, а платежи в бюджет от прибыли- важнейшим элементом доходной части гос. бюджета.

Доходы п0 должны удовлетворять не только его фин. потребности, но и потребности гос-ва на финансирование общест-х фондов потребления, науки, здравоохранения, образования, обороны страны.

Виды прибыли (Ф №2 Отчет о приб и уб)

выручка отреализации – с\с = валовая пр –упр расходы – расх на продажу = прибыль от продаж + прочие доходы – проч расходы = налогооблагаемая прибыль – налог на прибыль = нераспр (чистая) прибыль. ЧП мб напр-на на расширение пр-ва, вознаграждение учредителям, резерв капитал, соц выплаты оаб-кам (оплата лечения, отдыха), мат вознгр работников.

Рентабельность (Р-ть). Результативность и эконом. целесообразность функционирования п0 оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями явл. система показателей р-ти. В широком смысле слова понятие р-ти, означает прибыльность, доходность. П0 считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия. Эконом. сущность р-ти может быть раскрыта только через хар-ку системы показателей. Общий их смысл – определение суммы прибыли с одного рубля вложенного капитала. Основные показатели р-ти: 1. Р-ть активов (имущества) (Ра) показывает, какую прибыль получает п0 с каждого рубля, вложенного в активы: Ра = Пч/А, где А – ср. величина активов (валюта баланса); Пч – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль). 2. Р-ть текущих активов (Рта) показывает, сколько прибыли получает п0 с одного рубля, вложенного в текущие активы (Ат): Рта = Пч/ Ат. 3. Р-ть инвестиций (Ри) – показатель, отражающий эфф-сть использования средств, инвестированных в п0. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель выражает оценку «мастерства» управления инвестициями: Ри = Пв/(СК+ДО), где Пв – валовая прибыль за период; СК – ср. величина собственного капитала; ДО – ср. величина долгосрочных обязательств. 4. Р-ть собственного капитала (Рск) отражает долю прибыли в собственном капитале: Рск = Пч/СК. 5. Р-ть основной деят-ти (Рд) показывает, какова доля прибыли от реализации продукции (работ, услуг) основного вида деятельности в сумме затрат на произ-во: Рд = Пр/З, где Пр – прибыль от реализации; 3 – затраты на произ-во продукции. 6. Р-сть произ-ных фондов (Рпф) показывает, насколько эффективна отдача произ-ных фондов: Рпф = Пв/(ОПФ+ОС). 7. Р-ть реализованной продукции (Ррп) пока-зывает размер прибыли на рубль реализованной продукции: Ррп = Пч/ Врп, где Врп – выручка от реализованной продукции (работ, услуг). Этот показатель свидетельствует об эфф-ти не только хоз. деятельности п0, но и процессов ценообразования. Его целесообразно рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и по отд. ее видам. 8. Модифицированным показателем р-и продукции явля р-ть объема продаж (Роп): Роп = Прп/ОРП, где Прп – прибыль от реализации продукции; ОРП – объем реализованной продукции. Рен-сть продукции- отношение ЧП к с\с*100%, рен-сть пр-ва = прибыль чистая / (Оср +Оср)*100%


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: