УР– 1) Выбор альтернативы ради достижения целей организации, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций
2)Результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Должно быть: научно обосн, правомочным, своевр и опер, непротивореч самому себе и ранее принятым, четким, ясным, лаконичным, напр на реал-ию целей Оо.
Классификация управленческих решений:
1. По степени влияния на будущее организации:
стратегические - определяют общие направления развития организации и его долгосрочные цели;
тактические (конкретные методы достижения первых).
2. По масштабам:
глобальные - охватывают всю организацию в целом;
локальные - затрагивают некоторые стороны деятельности предприятия.
3. По продолжительности периода реализации:
-долгосрочные (более пяти лет);
-среднесрочные (от одного года до пяти лет);
-краткосрочные (менее одного года).
4. По направленности воздействия: внешние, внутренние.
5. По обязательности выполнения:
-директивные - принимаются высшим руководством и являются обязательными для исполнения;
-рекомендательные - принимаются совещательными органами и не являются обязательными для исполнения;
-ориентирующие - определяют единое направление деятельности подсистем организации.
6. По функциональному назначению:
-регулирующие - определяют метод выполнения действий;
-координирующие - концентрируют усилия вокруг проблемы;
-контролирующие - направлены на оценку результатов.
7. По широте охвата:
-общие - распространяются на всю компанию в целом;
-специальные - рассматривают отдельные вопросы.
8. По степени запрограммированности:
-запрограммированные - принимаются в стандартных ситуациях, не требуют особого творческого напряжения;
-незапрограммированные - принимаются в новых необычных условиях.
9. По сфере реализации: научные и маркетинговые исследования, производство, реализация товаров (услуг), работа по кадрам и т. д.
10. По способам принятия:
-интуитивные - принимаются руководителем на основе его способности предвидеть результаты;
-адаптивные - принимаются руководителем в соответствии с его профессиональными и личными знаниям, жизненным опытом;
-рациональные - опираются на научный анализ проблемы.
- особенности процесса ППРУР (т.е. творчества менеджеров), реализуются с помощью функций.
Функции — виды деятельности, с помощью которых субъект управления
(руководитель, аппарат по руководству предприятием, ЛПР) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив, организацию). Функции управления бывают: общие - часть управленческого (производственного) цикла, которая регулярным видом деятельности; конкретные - определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного
(управленческого) процесса и специальные, являющиеся подфункцией конкретной функции.
УР – это выбор альтернативы ради достижения целей организации, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции.
Если говорить о функциях УР, то необходимо отметить что эти функции проистекают из задач стоящих перед менеджером как ЛПР, и неразрывно связаны с функциями самого управления.
Любое УР как результат управленческого процесса в организации выполняет как минимум три функции:
Направляющая функция УР состоит в том, что оно принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития, крупномасштабных структурных изменений.
Организующая функция УР проявляется в необходимости согласования
действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации последних в запланированные сроки и необходимые качества.
Мотивирующая функция УР заключается в согласовании интересов каждого члена организации и в трансформации их в единый вектор, в единое направление для достижения стратегических целей организации.