Пример7.1 Расчет средних цен. Известно, что цена товара А до начала года была 5 д. е. за единицу товара, с 12 апреля она снижена на 10%, а с 18 октября увеличена на 6%. Необходимо определить среднюю годовую цену товара, если известно: товарооборот составил за год 100 тыс. д. е., в том числе за I квартал — 18 тыс. д. е., за II квартал — 24 тыс. д. е. (в том числе за апрель — 10 тыс. д. е.), за III квартал — 28 тыс. д. е. (в том числе октябрь — 9 тыс. д. е.).
Решение
Прежде всего, необходимо рассчитать средние цены за месяцы, когда происходили изменения цены. Так как неизвестен оборот по продаже товаров до и после изменения цены, то взвешивание выполняется по числу дней торговли по старой и новой цене. При этом используется средняя гармоническая.
Средняя цена в апреле:

Средняя цена в октябре:

После этого в табличной форме рассчитывается объем реализованных товаров за год в натуральном выражении:
Таблица
| Период | Цена, д.е | Товарооборот, д.е | Гр.2/гр.1 |
| А | |||
| январь-март | 5,0 | ||
| апрель | 4,67 | 10 000 | |
| май—сентябрь | 4,5 | 42 000 | 9 330 |
| октябрь | 4,62 | 9 000 | |
| ноябрь—декабрь | 4,5х1,06 = 4,77 | 4 400 | |
| Всего | X | 100 000 |
Среднегодовая цена равна 100000:21420= 4,67д.е.
Пример 7.2 Расчет общих индексов товарооборота, цен, физического объема продукции.Об изменениях в реализации продукции в магазине за два месяца свидетельствуют следующие данные, представленные в таблице:
| Вид товара | Цена за единицу товара, д.е. | Количество реализованного товара, шт | ||
базисный период, | отчетный период, | базисный период, | отчетный период, | |
| А | ||||
| Б |
В решении задачи необходимо: 1) рассчитать общие индексы товарооборота, цен, физического объема реализации; показать взаимосвязь индексов; 2) определить влияние отдельных факторов на цену товаров в абсолютном выражении; 3) сделать выводы.
Решение
1. Общий индекс товарооборота в целом по магазину рассчитывается по формуле:

т.е. в текущем периоде в сравнении с базисным общий товарооборот увеличился на 126,8%. Такое увеличение произошло под воздействием двух факторов – цен и объема реализации товаров. Определим вклад каждого из факторов.
Общий индекс цен по формуле Пааше:

Общий индекс физического объема реализации:

Таким образом, увеличение товарооборота реализации товаров осуществляется за счет повышения цен на товары в текущем периоде в сравнении с базисным периодом на 66,4% при увеличении объема реализации на 36,3%.
Система взаимосвязи индексов имеет вид:

2. Абсолютный прирост (уменьшение) товарооборота в магазине рассчитывается как разность между числителем и знаменателем соответствующих индексов:
• в целом по магазину:

• за счет изменения цен:

• за счет изменения объема реализации:

Таким образом, товарооборот (выручка) по магазину увеличился при реализации товаров в текущем периоде в сравнении с базисным периодом на 101950 д. е., в том числе за счет повышения цен — на 72750 д. е. Так как количество проданного товара увеличилось, выручка тоже увеличилась на 72750 д.е.






