double arrow

Коммуникация как социальный феномен. Основные черты современной коммуникации

Коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам при помощи различных ком-ных средств. Феномен: Коммуникация является междисциплинарным предметом изучения. (соц-я, псих-я, соцпсих, полит-я, лингвистика, ПР, семиотика и т.д.). Основные черты: 1. расширение сферы действия коммуникации. Осн фактор расширения: увеличение средств коммуникации, развитие языка, транспорта, интернет. 1.2. Ослабление географического фактора, который влиял на коммуникацию. 1.3. Меняется восприятие и значение личных связей и отношение к соц связям, людям разных национальностей. НЕГАТИВ последствия расширения сферы ком-ции: Ком-я становится облегченной, упрощенной. Это угроза личностной самоидентификации. Ком-я становится слишком доступной. Расширение и размывание личностного я. Сужение я. 2. Глобализация маском. Маклюэн ввел понятие «глобальная деревня». 3. Агрессивность. Возникает вследствие распада иеархической ком-и. Соврем ком-я среда сост из структур с автоомным коммуникативным поведением. 4. Альтернативность. Возможность сущ-я различных форм ком-го выражения или презентации.

№2 элементы коммуни-го про-са. Модели комму-ции

Кoммyникaциoнный пpoцecc — этo oбмeн инфopмaциeй мeждy двyмя или бoлee людьми. Оcнoвнaя цeль пpoцecca — oбecпeчeниe пoнимaния инфopмaции, являющeйcя пpeдмeтoм oбмeнa, тo ecть cooбщeний. В пpoцecce oбмeнa инфopмaциeй выдeляют чeтыpe бaзoвыx элeмeнтa: oтпpaвитeль — лицo, гeнepиpyющee идeи или coбиpaющee инфopмaцию и пepeдaющee ee; cooбщeниe — coбcтвeннo инфopмaция, зaкoдиpoвaннaя c пoмoщью cимвoлoв; кaнaл — cpeдcтвo пepeдaчи инфopмaции; пoлyчaтeль — лицo, кoтopoмy пpeднaзнaчeнa инфopмaция и кoтopoe интepпpeтиpyeт ee. Пpи oбмeнe инфopмaциeй oтпpaвитeль и пoлyчaтeль пpoxoдят нecкoлькo взaимocвязaнныx этaпoв. Иx зaдaчa — cocтaвить cooбщeниe и иcпoльзoвaть кaнaл для eгo пepeдaчи тaким oбpaзoм, чтoбы oбe cтopoны пoняли и paздeлили иcxoднyю идeю. Укaзaнныe этaпы тaкoвы: зapoждeниe идeи; кoдиpoвaниe и выбop кaнaлa. Отпpaвитeль дoлжeн c пoмoщью cимвoлoв зaкoдиpoвaть инфopмaцию, иcпoльзyя cлoвa, интoнaции и жecты. Кoдиpoвaниe пpeвpaщaeт идeю в cooбщeниe. К oбщeизвecтным кaнaлaм oтнocятcя: пepeдaчa peчи и пиcьмeнныx мaтepиaлoв, элeктpoнныe cpeдcтвa cвязи, включaя кoмпьютepныe ceти, элeктpoннyю пoчтy, видeoлeнты и видeoкoнфepeнции. Чacтo для дocтижeния эффeктивнocти cooбщeния иcпoльзyют двa или бoльшee чиcлo cpeдcтв кoммyникaций; пepeдaчa cooбщeний; дeкoдиpoвaниe — пepeвoд cимвoлoв oтпpaвитeля в мыcли пoлyчaтeля. Пpи нaличии oбpaтнoй cвязи oтпpaвитeль и пoлyчaтeль мeняютcя кoммyникaтивными poлями. Изнaчaльный пoлyчaтeль cтaнoвитcя oтпpaвитeлeм и пpoxoдит чepeз вce этaпы пpoцecca oбмeнa инфopмaциeй для пepeдaчи cвoeгo oткликa нaчaльнoмy oтпpaвитeлю. Обpaтнaя cвязь мoжeт cпocoбcтвoвaть знaчитeльнoмy пoвышeнию эффeктивнocти oбмeнa yпpaвлeнчecкoй инфopмaциeй. Двycтopoнний oбмeн инфopмaциeй xoтя и пpoтeкaeт мeдлeннee, нo бoлee тoчeн и пoвышaeт yвepeннocть в пpaвильнocти интepпpeтaции cooбщeний. Обpaтнaя cвязь „пoвышaeт шaнcы нa эффeктивный oбмeн инфopмaциeй, пoзвoляя oбeим cтopoнaм ycтpaнять пoмexи. Иcтoчники пoмex, coздaющиe пpeгpaды нa пyти oбмeнa инфopмaциeй, вapьиpyют oт языкa (в вepбaльнoм или нeвepбaльнoм oфopмлeнии), paзличий в вocпpиятии, из-зa кoтopыx мoжeт измeнятьcя cмыcл в пpoцeccax кoдиpoвaния и дeкoдиpoвaния, и дo paзличий в opгaнизaциoннoм cтaтyce мeждy pyкoвoдитeлeм и пoдчинeнным.

Модель К.Шеннона и У.Уивера. Достаточно долгое время в лингвистике пользовались слегка расширенной моделью, перекочевавшей из математики и кибернетики, моделью коммуникации, предложенной американским математиком Клодом Шенноном Модель включает пять элементов: источник информации, передатчик, канал передачи, приемник и конечную цель, расположенные в линейной последовательности (линейная модель). Пересмотренная модель включала шесть компонентов: источник, кодирующее устройство, сообщение, канал, декодирующее устройство и приемник. Эти термины, с переменным успехом, применялись и метафорически в других коммуникативных системах.Помимо этих терминов, Шеннон ввел еще понятия шума (в дальнейшем это стали связывать с понятием энтропии и, наоборот, негэнтропии) и избыточности.Энтропия (шум) в теории коммуникации связана с теми внешними факторами, которые искажают сообщение, нарушают его целостность и возможность восприятия приемником. Негэнтропия (отрицательная энтропия) связана с теми случаями, когда неполное или искаженное сообщение все же получено приемником благодаря его способности распознать сообщение, несмотря на искажения и недостающую информацию.Понятие же избыточности, повторения элементов сообщения для предотвращения коммуникативной неудачи, то есть, средства против энтропии, чаще всего демонстрируют именно на примере естественных человеческих языков. Функциональная модель Р.О.Якобсона В модели коммуникации или речевого события, по Якобсону, участвуют адресант и адресат, от первого ко второму направляется сообщение, которое написано с помощью кода, контекст в модели Якобсона связан с содержанием сообщения, с информацией, им передаваемой, понятие контакта связано с регулятивным аспектом коммуникации. Модель Якобсона в различных ее вариантах применяется в лингвистике как для анализа функций языка в целом, так и для анализа функционирования отдельных его единиц, производства речи и текста. Нелинейные модели коммуникации. В последнее время в науке распространяются идеи философии диалогизма (ее связывают с русским ученым, литературоведом и лингвистом М.М.Бахтиным). Две основные идеи Бахтина весьма существенны и для понимания процесса коммуникации: во-первых, необходимым признаком любого высказывания является его обращенность, адресованность, то есть, без слушающего нет и говорящего, без адресата нет и адресанта; во вторых, всякое высказывание приобретает смысл только в контексте, в конкретное время и в конкретном месте (идея хронотопа: от греческих слов, обозначающих ‘время’ и ‘место’).

№3 Сферы и типологии коммуникации.

Коммуникация происходит в разных сферах. В некоторых из них (например, архитектура, музыка) довольно трудно разделить коммуникативный континуум на дискретные единицы Сферы коммуникации: сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). Сфера производственной коммуникации в нашей стране была в поле зрения, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента, и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального) руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут как улучшить работу предприятия, так и развалить ее. В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес - коммуникации или делового общения. Наличие достаточных средств в сфере бизнеса способствовало публикации учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов, пусть и в достаточно упрощенной форме. С фера политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций, течений и групп требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве. Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через интернет) до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов. Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани в нашей стране в связи с появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и ‘паблик рилейшнз’ у образовательных учреждений. Разговор преподавателя со студентом – сфера педагогического дискурса также отдельная область рассмотрения.Коммуникативные сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса также достаточно молоды, хотя и имеют определенную предысторию в нашей стране. На западе же элементы public image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и имиджмейкерства. Сфера туристического бизнеса является весьма плодородной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации. Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. Существует обширная литература по особенностям межкультурного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу и т.п. Не так давно специалисты по теории коммуникации, лингвистике, психологии и другим общественным наукам ‘проникли’ в медицинский и юридический дискурс. Сфера религиозного дискурса обслуживает потребности коммуникации в церкви. Здесь также важна проблема понимания и интерпретации, недаром наука герменевтика (теория интерпретации) возникла именно вследствие необходимости толковать старые тексты Священного писания.

Типологии: 1. по колич-ву участников: 1. интроперсональная ком-я (общение чел-ка с самим собой). 2. Межличностная ком-я. 3. Групповая ком-я (группа основана на личных контактах). 4.Массовая ком-я. 2. виды по формам: 1. письменная. 2. устная. 3. визуальная. 3 по способам: 1. электронная. 2. речевая. 4. по характеру: 1. межкультурная. 2…. Иерархическая и демографическая ком-ции: различия. Приоритетная связь: иер-прямая; дем-обратная. Получатель: иер-подчиненный; дем-свобод чел. Ком-ное действие: иер-приказ; дем-убеждение. Тип ком-ции: иер-монлог; дем-диалог. Текст: иер-один; дем-много.

№4 Межличностная коммуникация. Функции. Роль в рекламе.

Это процесс одновременного взаимодействия 2х коммуникантов и воздействия их др на др. выполняет базовые функции: 1) информационная (передача информации). 2) экспрессивная (способность передавать, выражать не только смысловую, но и оценочную информацию.) 3) прагматическая (способность передавать ком-ю установку, предписывающую определенное воздействие на получателя) + частные функции: установление контакта, побуждение, убеждение (аргументы: логические, эмоц-е, информае), самопрезентация (самоутверждение) + специфическая межличностная: конферсиональная (межлич-я ком-я способствует изменению соц. Установок, мнений индивидов). Хар-е черты (Конецкая): 1. не отвратимость и не избежность. 2. не обратимость. 3. наличие не посредственной обратной связи. 4. особая значимость межличностных отношений. Условия, которые влияют на характер межлич-х отношений: 1. Анонимность. 2. функционально-ролевое общение. 3. интимность. 4. многоканальность. Информация. Что бы и как бы ни говорилось о рекламе, она всегда остаётся информацией, т.е. системой данных, несущей определённый объём сведений о рекламируемом предмете. Реклама тем существенно отличается от многих других видов информации, что она обращена к мысли и чувству потребителя одновременно. Воздействие на ум и эмоции потребителя как раз и должно побудить его к покупке, особому вниманию к данной услуге, положительному восприятию образа продуцента либо продавца и т.д. Использование средств массовой коммуникации. В данном случае неважно, что или кто выступает в качестве такого средства: для древних городской глашатай был столь же хорош, как для нас сегодня телевидение, газеты или даже рекламная надпись на борту автобуса. Главное - чтобы это было услышано или увидено многими, и прежде всего тем, кто является объектом рекламы.

№5 Групповая коммуникация. Роль в рекламе

Человек по природе является социальным животным. Социоцентрический инстинкт призывает его объединяться в группы по различным интересам с себе подобными Некоторые из таких групп достаточно стабильны и существуют длительное время (семья), некоторые создаются с определенной целью на небольшое время (пассажиры автобуса или участники бизнес-проекта).

Два основных конституирующих признака группы:

общие интересы членов группы и

коммуникация между членами.

Без взаимодействия и взаимообмена мнениями между членами группа не может сформироваться.

Рассмотрим основные типы групп: семейные, неформальные и формальные.

Семейная группа: это недобровольная, долгосрочная группа с разнообразными общими интересами (кровные связи, кровные узы, кровная месть). Первичная цель семейной группы – освоение человеческого языка и других средств коммуникации, обучение выживанию и поведению.

Неформальная группа: это дружеская группа, добровольная, необязательно долгосрочная. Общие интересы в группе: игра, а также социализация, обучение и развлечение через игру.

. Формальная группа: это как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) группа, с установленным сроком и условиями членства (от дня до пожизненности), установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии; учредительные документы фирмы; неформальные, установленными целями и задачами (например, образовательными: обучение и социализация; производственными: производство товаров, услуг, получение прибыли; социальными: реализация социальных задач и отношений). Характеристики группы:

взаимоотношения и коммуникация между членами (взаимоотношения не обязательно бывают хорошие, они могут быть даже конкурентными и враждебными);

общепризнанные для членов цели, интересы и задачи

общепринятая для членов система ценностей и норм поведения

выработанный членами группы набор поведенческих ролей и моделей коммуникативного поведения в определенной ситуации

распределение и принятие определенных ролей в рамках группы: каждый из членов обладает определенным статусом (лидер – ведомый, начальник – подчиненный,

роль и identity каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и невербальными маркерами (Ваше величество, товарищ,

Тремя основными факторами грамматики внутригрупповой коммуникации являются роли, нормы и лидерство. Роли подобны грамматическим функциям, это способ поведения, который считается подходящим для конкретной. Можно выделить и следующие виды ролей: возрастные (дитя, подросток, юноша/девушка, взрослый, старик, половые (они ярко проявляются ‘по контрасту’ при нарушении обычных характеристик роли: плачущий мужчина классовые роли. Общепризнано, что существуют поведенческие стереотипы у высшего, среднего и низшего класса, что выражается даже в вербальных предпочтениях: откушать (к-то блюда) – есть (мясо, рыбу) – жрать, хавать Внутри группы он может исполнять функциональные роли (лидер, организатор, исполнитель, примиритель, шутник, юморист) и дисфункциональные роли (шут, пересмешник, стукач, надсмотрщик, обвинитель, интриган, сплетник).. Нормы или правила грамматики внутригруппового общения включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии:стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения), стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие лидера и установок), стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов), стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач).Процесс формирования группы происходит в диалоге между личностью и другой личностью Лидерство, по мнению ряда авторов, бывает четырех типов: автократия (один человек подчиняет других: семья определенного типа, диктатура, монархия, ряд партий),: анархия – мать порядка, иногда этот тип отношений народа и власти в обществе в целом называют охлократией, ‘властью толпы’), демократия (в рамках этого подтипа наблюдаются различные степени ‘народного участия’ в собственной судьбе), коллективизм (формальное равенство, но функционально члены группы неравны; иногда этот подтип критикуют за медленное принятие решений, не зря слово парламент в исходном французском языке значило ‘болтовня’).В любом обществе присутствуют и используются все виды, один из них обычно институционализируется (например, через конституцию в обществе в целом устанавливается подчинение власти царя или президента; через ‘негласные законы’ мафии или семьи – власть крестного отца или матери). Коммуникация в группе может делиться на информативную (обмен информацией между членами группы) и конститутивную (направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы). Конститутивная коммуникация зачастую формальна: товарищ генерал, подобострастный взгляд, отдать честь. Основные функция такой коммуникации – фатическая и объединительная. Семиотический идеализм иногда принимает условности определенного периода в дискурсе за чистую монету: тещу мамой называл, предвыборные обещания депутатов, ‘наказы избирателей’ и т.п. Коммуникативные навыки, необходимые для успешного общения в группах, в основном, межличностного плана, но есть и такие, которые направлены на сохранение группы и поддержание ее статуса.

№6 Массовая коммуникация. Основные характеристики, условия функционирования.

Маском - это специф сфера ком-ции, сост из открытых упорядоченных процессов трансляции соц значимой информации, поддающихся целенаправлен-у порождению и регулированию. Сост из открытых упорядоченных процессов: это процесс передачи общезначимых посланий большой разнородной аудитории рассредоточенной в пространстве, посредством технических средств. Условия функционирования МК: наличие тех средств, соц значимость инфо, многоканальность тех средств, СМИ, средства массового воздействия (кино, театр, цирк, лит-ра), собственно тех средства (телефон и др). Средства масвоздействия не отличаются регулярностью. Собств тех сред-ва не обеспечивают масс охвата. Актуальность повышает наличие оценочной информации. Хар-ки массовой аудитории: 1.неоднородность. 2. рассредоточенность (по тер-ному признаку).3. анонимность. Хар-ка способов и средств МК (возможности МК): 1.направленность (адресованность). 2. многоканальность. 3. нормативность. 4. вариативность ком средств. 5. скрытая обратная связь. Функции МК: 1. информационная (обозрение окружающего мира, представление разнообразной информации по различным направлениям жизнедеятельности общества). 2. Регулирующая (создание соц-х стереотипов, приемлимых для общества, обеспечение сущ-я соц. Взаимодействия. Создание приемлемых стереотипов поведения). 3. Культурологическая.

№7. Средства и функции массовой коммуникации.

Условия функционирования МК: наличие тех средств, соц значимость инфо, многоканальность тех средств, СМИ, средства массового воздействия (кино, театр, цирк, лит-ра), собственно тех средства (телефон и др). Средства масвоздействия не отличаются регулярностью. Собств тех сред-ва не обеспечивают масс охвата. Актуальность повышает наличие оценочной информации. Хар-ки массовой аудитории: 1.неоднородность. 2. рассредоточенность (по тер-ному признаку).3. анонимность. Хар-ка способов и средств МК (возможности МК): 1.направленность (адресованность). 2. многоканальность. 3. нормативность. 4. вариативность ком средств. 5. скрытая обратная связь. Функции МК: 1. информационная (обозрение окружающего мира, представление разнообразной информации по различным направлениям жизнедеятельности общества). 2. Регулирующая (создание соц-х стереотипов, приемлимых для общества, обеспечение сущ-я соц. Взаимодействия. Создание приемлемых стереотипов поведения). 3. Культурологическая (передача культурного наследия) СМИ благодаря культорологич составляющей способствуют интеграции общества (тк общество разнородно).

№8. Основные подходы в изучении массовой коммуникации.

2 подхода: 1. Механистический (линейный) понимает ком-цию как однонаправленный процесс кодирования и передачи инфо от источника к получателю. Понимает чел-ка как механизм кот-й мб строго определен контекст ком-ции рассм как шум.

2. деятельнстный – совместная деят-ть участников ком-ции, в ходе к-й выявляется общий взгляд на какие-то предметы и т.д. хар-но процессуальность (некий процесс), контекст. с сконтекст.ссуальность ()и, в ходе к-й выявляется общий взгляд на какие-то предметы и т.к получателю. МИ, средства массового возводная хар-ка:

цель Мех воздействие Деят Взаимодействие
направленность Однонаправленный процесс 2усторонний процесс
Обратная связь Отсутствие обратной связи Наличие этой связи
Учет хар-к адресата Не будут учитываться Учитывается
Форма ком-ции Монолог Диалог
контекст Не учитывается Во многом определяет хар-р и рез-т ком-ции
Закрытость/открытость Закрытая, замкнутая не допускающая изменений Открытость, принимаются изменения, корректировки
Помехи, шумы, барьеры Блокируются Помехи нейтрализуются
Форма высказывания (дискурса) Жесткость формулировок Гибкость
Языковая вариативность Отсутствие языковых вариативностей Наличие
Наличие/отсутствие выбора Полное отсутствие (нет выбора тактики) Наличие
Хар-р модальности Модальность должествования Возможности

№9. Массовая комму-ция и конструирование реальности. Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи — средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ веке привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации. Появились различные теории массового общества. В теории массовой коммуникации выделилось две основных парадигмы: 1) человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди, скорее, приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям, чем средства массовой коммуникации подчиняют себе людей. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается. 2) медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн. Г. Маклюэн оказал огромное влияние на все стороны общественной жизни, в нем видели «символ революции аудиовизуальных средств».Г. Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения является само это средство. По мнению Г. Маклюэна, телевидение это не труба, по которой можно передавать все, что угодно. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Все, что передается по телевидению, само становится телегенным. Телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. Телезрителю приходится соотносить разрозненные сообщения между собой, формируя «шарообразный космос мгновенно возникающих взаимосвязей». На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате телевидение активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия информации. Деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами.

Происходит конструирование реальности средствами массовой коммуникации. Телевизионное поколение, по мнению Г. Маклюэна, с одной стороны — творец настоящего, а с другой — его жертва. Появляется индустриальный человек, подверженный воздействию средств массовой коммуникации. Современная эпоха, по мнению Г. Маклюэна, начинается с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей до образования глобального пространства, где все оказывается взаимосвязанным. Образуется глобальная деревня, в которой основным способом удержания сознания постоянно обновляющейся мозаично-коммуникативной реальности является миф. Если в период становления индустриальных обществ средства массовой коммуникации выполняли функцию распространителей стандартизированных образов, то для современной эпохи характерна глобализация. Любой участник общения имеет возможность связываться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.

№10.Факторы усиления воздействия массовой коммуникации.

1) социо-психологические, факторы, кот-е имеют общее требования к отправителю и получателю: общее требование общих фоновых знаний, владение общи кодом (семиотич моменты, инфо д правильно понята/пинята), мотивация к осущ-ю ком-ции. Глав треб к ком-ру: установка на интересы потенциальной аудитории, как на интересы потенциальной аудитории на одного или группы определяет выбор средств на ее структуру).

2) информац-е (касающиеся содержания материала): выбор инфо-ции (какие факторы выбираются; осущ-я на основе тер-го признака, тк инфо интересна кот-я ближе); структурирование инфо-ции (построение); зависит от жанра или формата той или иной передачи; в идеале в передче дб единство тематики, жанра и стиля; бывает что важные факты могут замолчать в прессе; тональность-некая выбранная эмоц-я окрашенность публикации, передачи; способы выражения (газеты, радио, тв)

3) ком-е факторы. Связаны прежде всего с ситуацией; кодирование/декодирование инфо.; актуализация функции на установления контакта (фактическая)

№11Роль СМИ в общественной комму-ции. XX век, а особенно его вторая половина прошла под знаком информационного взрыва, в том числе и для Российского государства. На сегодняшний день социальный опыт и знания людей складываются уже из двух основных составляющих. Первая предполагает наличие непосредственных социальных контактов, вторая формируется за счет восприятия событий и явлений, опосредованных сообщениями средств массовой информации или массовой коммуникации. Именно сейчас решающее значение приобретают различные информационные технологии, огромную роль в жизнедеятельности современного российского общества начинают играть средства массовой информации. Как и во многих странах Запада, современные СМИ в России позволяют не только отслеживать происходящие события, но и добиваться оптимизации поведения тех или иных социальных слоев, групп в соответствии с целями и задачами коммуникатора. Средства массовой информации не только обеспечивают мощность, постоянство и многообразие воздействия на аудиторию. Введение новых информационных технологий привело к глубоким изменениям соотношения властей в обществе, повышению политического влияния информационной власти, увеличению роли средств массовой информации в функционировании всех ключевых социальных институтов и в управлении обществом. Усиление способности современных (как западных, так и российских) СМИ воздействовать на аудиторию обусловлено закономерным развитием самого общества, культуры и цивилизации в целом.

ТЕНДЕНЦИИ В качестве наиболее важных тенденций времени можно выделить следующие: Высокая интенсивность процесса урбанизации и развитие НТП привели к резкому сокращению возможностей межличностной коммуникации, ограничивающей возможности влияния СМИ на общественное мнение, с одной стороны, и обусловили возрастание роли коммуникации массовой, т.е. опосредованной СМК/СМИ, с другой стороны.

Стремительное развитие информационных технологий ведет к тому, что во-первых, СМИ становятся в современном мире основным источником и средством распространения массовой информации в обществе, которая, будучи частью социальной информации, представляет собой важный инструмент социального управления. во-вторых, происходит резкое повышение политического влияния власти информационной, так называемой четвертой власти, главным носителем которой являются СМИ в-третьих, особая роль отводится СМИ в качестве источника знаний и информации в целом, которые, в свою очередь, рассматриваются рядом исследователей (Д.Белл, Э.Тоффлер, В.Иноземцев, А.Урсул) в качестве основного ресурса развития так называемого постиндустриального общества.В настоящий момент можно выделить две противоположные тенденции в изучении и оценке деятельности СМИ и осуществляемого ими влияния на общество и отдельных индивидов. Первая (У.Липпман, Ж.Бодрийяр) исходит из того, что большая часть мира находится за пределами достижимости современного человека, а доля его наблюдений оказывается ничтожно мала. Человек не в состоянии осуществить верификацию сведений, передаваемых в СМИ. Таким образом, СМИ имеют почти неограниченные возможности по созданию “псевдокартины” мира и являются мощнейшим стимулятором образования социальных мифов. Представители второго направления (Э.Тоффлер, Д.Белл, В.Иноземцев) рассматривают СМИ как средства массовой коммуникации и делают акцент на двусторонности процесса взаимодействия этого института информации и их аудитории. При этом общественная роль СМИ понимается в духе принципов децентрализации, самоуправления, прямого межличностного общения и свободы самоопределения личности.На первый взгляд обе эти традиции одинаково приложимы к деятельности российских СМИ. Неудивительно, что до сих пор в научном мире нет более или менее единой и однозначной оценки функционирования масс-медиа.Единственным выходом из создавшейся ситуации может послужить анализ управленческой функции современных российских СМИ, а также ее трансформации за последнее десятилетие.

№12. Основные характеристики отдельных СМИ (пресса, радио, телевидение) Если средствами пражурналистской деятельности преимущественно были устные и письменные формы сообщения, то собственно журна­листика прямо связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помо­щью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (пе­редачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помо­щью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).Благодаря использованию этих коммуникационных средств возник­ли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каж­дая из которых состоит из огромного числа каналов — отдельных га­зет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и те­левидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Печать (газеты, еженедельники, журналы) при­обрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе с помощью типографской техники воспроизведения тек­стов и изображений в черно-белом или цветном варианте..Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном листе и воспринимается читателем «без посредников»), спо­собствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прес­сы и аудитории. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомле­ния со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и разнообразии информации Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чте­ния» — после первичного ознакомления оставить материал для вни­мательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим, перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы вернуться к нему позже и т.д.).Все это возможно потому, что печатные издания автономны благо­даря способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «из­влечению» информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде, метро, автобусе, самолете и т.д.). Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность вы­пуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной пе­риодики колеблется от ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информиро­вания. И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого носителя массовой информации. В условиях соседства с радио и телевидением они должны максимально учитываться журналиста­ми, чтобы возможно полно использовать позитивные и минимизиро­вать негативные. Основа, на которой строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику: относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает воз­можность разнообразить режим «снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования зафиксиро­ванной на бумаге информации.Подсистема печати в структуре системы массовой информации — самая развитая в журналистике. Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является радиовещание. Наи­более характерной его чертой является то, что носителем информа­ции в данном случае оказывается только звук. Ра­диосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем по­лучение сигнала происходит в момент передачи Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозмож­но в принципе добиться в прессе.Если первоначально радио было способно транслировать только ре­чевые сообщения, то теперь стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи, музыки, шумов. Благодаря этому радио способно созда­вать полнокровную звуковую картину мира Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo «ви­дение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле, составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позво­ляет реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позво­ляет сделать это телевидение. Журналисту радио следует постоянно помнить, что печать дает неподвижное изображение, телевидение — подвижное, а на радио надо в максимальной степени реализовать воз­можность «чистого звука».Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не от­влекается от звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» свое­го внимания к звуку с тем, что его сопровождает. Радио как бы отфильтровывает звук от всех других компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприя­тии информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем са­мым сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «моно­полия» звука, разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем создается «звуковая картина». Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием видеоряда, — это активизация воображения слушателей, позволяю­щая им проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно—пе­редачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание на удобное время (и тут не всегда поможет наличие магнитофона), делать это быстрее или медлен­нее, в избранном порядке, тем более «просматривать», как это свой­ственно контактам с печатными текстами. Эти черты радио заставляют особенно внимательно изучать возможности тех или иных слоев ауди­тории и составлять программы с максимальным учетом типичных форм распределения времени, характера занятий, психического и физичес­кого состояния слушателей в различные временные отрезки. Определенным образом при контактах с радио негативно сказыва­ется то обстоятельство, что при восприятии передач задействованы только слуховые рецепторы, благодаря чему появляется возможность совмещения со слушанием передач многих других дел и занятий, где преимущественно заняты руки и зрение. В силу этого, с одной сторо­ны, расширяются возможности передачи массовой информации, так как заполняются недоступные для прессы и телевидения «ниши» ее восприятия («радиообеспечение» утреннего времени, времени в пути, организация функционального радио в трудовом про­цессе на предприятиях, например, швейной или часовой промышлен­ности, радио в жизни домохозяйки, молодой матери и т.д.) при широ­ком распространении легкодоступной и простой в обращении радио­техники, прежде всего переносной транзисторной. Но, с другой сторо­ны, при таком совмещении слушание радиопередач становится фоновым, что неизбежно связано с потерями информации. Поэтому требуется соответствующая организация вещания с учетом распреде­ления внимания, что ведет к необходимости повторов, акцентирова­ния существенного, увеличению в программах времени, отведенного для музыки и развлекательных клипов. Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвину­лось на первое место.Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возмож­ностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность переда­вать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния. Этот сигнал од­новременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематогра­фический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д.. На эк­ране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.Как и на радио, на телевидении возможна организация оператив­ных передач как из студии, так и с места событий (хотя прямое вклю­чение имеет ряд трудностей технического порядка, преодолеваемых с развитием видеотехники и каналов связи). Преимущества же такой оперативной «живой» передачи, идущей прямо в эфир с места собы­тия, в значительно большем, чем у радио, «эффекте присутствия», по­скольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и за­действованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспе­чивает создание более прочных связей с аудиторией. Единство аудио­визуальных (звукозрительных) средств создает те же возможности и для записанных на пленку (кино- или видео-) передач, занимающих значительное место в структуре программ. Специфика те­левидения определяет особенности всех типов программ — и публици­стических, и художественных, и научно-популярных. Массовая аудитория обращается к телевидению преимущественно в свободное время, чаще всего вечером после рабочего дня или в дни отдыха, что требует от журналистов умения сочетать информацион­ную насыщенность с высоким уровнем увлекательности, со способно­стью «вписать» передачи в часы отдыха и подготовки к следующему рабочему дню.Такая же (как и у радио) «принудительность» телепрограмм, т.е. невозможность для зрителя изменить время просмотра передач, их порядок, структуру и темпоритм, требует особенно тщательного под­хода к составлению программ. Печать, радио и телевидение представляют собой своеобразный «триумвират» средств массовой информации, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии специ­фичных свойств печать, радио и телевидение имеют нечто общее — это способность донести до массовой аудитории более или менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную инфор­мацию. Формы воплощения понятия и образа могут быть общими для двух из трех средств коммуникации (звук на радио и телевидении, неподвижное изображение на телевидении и в печати, вневизуальное — звуковое и словесное — повествование на радио и в печати и т.д.). Но есть и своеобразные черты, принадлежащие только како­му-либо одному средству (кинематографическое изображение на телевидении, словесно-буквенная информация в прессе, вневизуальное звуковое сообщение на радио).К этим «триумвирам» в последнее десятилетие присоединяется и ак­тивно развивающийся четвертый тип каналов информации — всемир­ная компьютерная сеть (представленная в наше время Интернетом), в которой значительное место (наряду со специальной) занимает массовая информация

№13 Информационное общество и проблемы создания единого информационного пространства Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства — массового общества. Данное общество характеризуется наличием специфических средств связи — средств массовой коммуникации. Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ веке привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения. Потребовалось теоретическое осмысление феномена массовой коммуникации. Появились различные теории массового общества. В теории массовой коммуникации выделилось две основных парадигмы: 1) человеко-ориентированный подход, который поддерживал модель минимального эффекта. Суть этого подхода в том, что люди, скорее, приспосабливают средства массовой коммуникации к своим нуждам и потребностям, чем средства массовой коммуникации подчиняют себе людей. Сторонники человеко-ориентированного подхода исходили из того, что люди выборочно воспринимают поступающую информацию. Они выбирают ту часть информации, которая совпадает с их мнением, и отвергают ту, которая в это мнение не укладывается. 2) медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации. Они воздействуют на него как наркотик, которому невозможно сопротивляться. Наиболее видным представителем данного подхода является Герберт Маршал Маклюэн. Г. Маклюэн оказал огромное влияние на все стороны общественной жизни, в нем видели «символ революции аудиовизуальных средств».Г. Маклюэн первым обратил внимание на роль средств массовой коммуникации, особенно телевидения, в формировании сознания независимо от содержания сообщения. На основании этого он сделал вывод, что сообщением, передаваемым средством общения является само это средство. По мнению Г. Маклюэна, телевидение это не труба, по которой можно передавать все, что угодна. При передаче сообщения техническое средство не нейтрально, а передает сообщению свои свойства. Все, что передается по телевидению, само становится телегенным. Телевидение, собирая на экране все времена и пространства сразу, сталкивает их в сознании телезрителей, придавая значимость даже обыденному. Привлекая внимание к тому, что уже произошло, телевидение сообщает аудитории о конечном результате. Это создает в сознании телезрителей иллюзию того, что демонстрация самого действия ведет к данному результату. Получается, что реакция предшествует акции. Телезритель, таким образом, вынужден принимать и усваивать структурно-резонансную мозаичность телевизионного изображения. Телезрителю приходится соотносить разрозненные сообщения между собой, формируя «шарообразный космос мгновенно возникающих взаимосвязей». На эффективность восприятия информации влияют жизненный опыт телезрителя, память и скорость восприятия, его социальные установки. В результате телевидение активно влияет на пространственно-временную организацию восприятия информации. Деятельность средств массовой коммуникации перестает быть для человека производной от каких-либо событий. Средства массовой коммуникации начинают в сознании человека действовать как первопричина, наделяющая действительность своими свойствами. Происходит конструирование реальности средствами массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации, таким образом, формируют свое, мифологическое пространство. Исходя из этого, Г. Маклюэн на первый план выдвигает миф, как наиболее органичный для человека, живущего в условиях электронного окружения, способ восприятия мира. В мифотворчестве функционирования средств массовой коммуникации телевидение воспринимается как вещь, порождающая реальную телевизионную практику. Для телевизионного поколения само собой разумеющимися становятся убеждения, что средства массовой коммуникации вездесущи, всемогущи, всезнающи. Через средства массовой коммуникации потребитель проникается иллюзией собственной исключительности, проницаемости, просвещенности. Однако, усматривая в телевизионном поколении позитивные установки, Г. Маклюэн довольно пессимистично отзывался о его практических достижениях. Телевизионное поколение, по мнению Г. Маклюэна, с одной стороны — творец настоящего, а с другой — его жертва. Современная эпоха, по мнению Г. Маклюэна, начинается с появления электричества. С помощью средств массовой коммуникации электричество мгновенно связывает людей до образования глобального пространства, где все оказывается взаимосвязанным. Образуется глобальная деревня, в которой основным способом удержания сознания постоянно обновляющейся мозаично-коммуникативной реальности является миф.Если в период становления индустриальных обществ средства массовой коммуникации выполняли функцию распространителей стандартизированных образов, то для современной эпохи характерна глобализация. Любой участник общения имеет возможность связываться с неограниченным числом реципиентов. Средства массовой коммуникации начинают выполнять функции идеологического, политического влияния, организации, информирования, просвещения, развлечения, поддержания социальной общности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: