Под подражанием понимают принятие внешних черт поведения другого человека или возникновение массовых психических состояний, а также воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого другим человеком поведения. Способность вызывать желание быть подобным себе чаще проявляется непроизвольно, однако иногда она сознательно используется для достижения своих целей. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным. Подражание является одним из основных механизмов социализации ребенка.
Основоположником научного рассмотрения подражания является французский психолог и социолог Г. Тард. В соответствии с его концепцией, подражание есть основной принцип развития и существования общества. Мало того, подражание есть лишь частный случай общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон осуществляется через наследственность, а в человеческом обществе — через подражание. С точки зрения Г. Тарда, подражание — источник прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваются путем подражания. Подражание как способ психологического воздействия осуществляется по определенным законам:
|
|
· во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему (т. е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние; духу религии подражают раньше, чем обрядам);
· во-вторых, низшие на социальной лестнице подражают высшим (деревня — городу, жители маленьких городов — жителям столицы и др.);
· в-третьих, чем старше и образованнее человек, тем меньше он подвержен простейшим образцам подражания, тем более сложные формы приобретает сам процесс подражания. У взрослых, в отличие от детей, подражание есть побочный способ освоения мира, причем главный упор делается на внешний рисунок поведения, не затрагивая глубоких личных характеристик.