Воздействие, осуществляемое с использованием различных вербальных и невербальных способов, всегда сопряжено с изменениями чувств, мыслей и поступков других людей, г. е. связано с психологическим влиянием.
Результативность воздействия во многом определяется тем, насколько умело инициатор влияния использует соответствующие вербальные и невербальные средства. Обдумывая тактику и стратегию взаимодействия, коммуникатор должен прогнозировать его конструктивность, т. е. степень удовлетворения личных потребностей партнеров по общению.
Убеждение Под убеждением понимается преимущественно интеллектуальное психологическое воздействие, основанное на передаче логически выстроенной информации и ставящее целью добровольное ее принятие в качестве побудительного мотива деятельности. Другими словами, при убеждении достигается не просто принятие информации, а внутреннее согласие с ней, причем окончательный вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно.
|
|
Сложность и многогранность процесса убеждающего воздействия предполагает воздействие как на рациональную, так и на эмоциональную сферу личности, активное взаимодействие инициатора и адресата влияния.
Эффективность убеждения повышается при соблюдении следующих условий:
• умении установить контакт, вызывать доверие;
• выдержке, терпении и такте;
• умении доказывать, разъяснять, опровергать;
• подаче новых идей так, чтобы они ассоциировались с уже усвоенными;
• личной убежденности, искренности;
• одинаковом понимании терминов, понятий и выражений, используемых сторонами;
• учете индивидуальных особенностей убеждаемого и «психики» малой группы.
Сама процедура убеждения включает три вида воздействий: а) информирование, б) разъяснение, в) доказательство и опровержение.
Информирование представляет собой рассказ, т. е. живое и образное изложение информации, с целью сообщить подчиненному факты и выводы, необходимые для побуждения его к определенным действиям.
Обычно выделяют несколько типичных видов разъяснения:
· инструктивное — адресат должен усвоить и запомнить сообщаемые сведения (такое разъяснение ведется четким, ясным языком, короткими фразами);
· повествующее — адресату излагаются факты в виде живого рассказа, призванного привести к соответствующим выводам;
· рассуждающее — мыслительная деятельность адресата активизируется путем постановки перед ним ряда вопросов с последующими логическими рассуждениями и подведением его к нужным выводам;
· проблемное — коммуникатор не дает ответа на поставленные вопросы. К ответам приходит сам адресат, но материалы для разъяснений подаются ему таким образом, чтобы натолкнуть на необходимый вывод.
|
|
Доказательства при убеждении строятся по логическим законам тождества, противоречия. Доказательство будет тем эффективнее, чем более основательно оно будет опираться на такие факты, которые или правильны по своей сути, или воспринимаются как правильные.
С точки зрения логики опровержение обладает той же природой, что и доказательство. Доказывая одну идею, коммуникатор тем самым опровергает другую. В психологическом же плане имеется определенная разница. Она связана с тем, что в процессе опровержения осуществляется критика определенных взглядов собеседника с разрушением старых и формированием новых установок. Отсюда в процессе опровержения нужно, наряду с логическими приемами, использовать и психологические. Убеждение предполагает обязательное стимулирование путем словесного одобрения, поддержки хода его мыслей и действий.
По мнению Д. Майерса, при осуществлении убеждающего воздействия важно учитывать, кто, что, как и кому передает. Разберем указанные составляющие процесса воздействия, дополнив некоторые представления исследователя с учетом российских реалий.
Кто? Здесь имеют значение основные характеристики инициатора воздействия, способные оказать влияние:
· авторитетность, компетентность и надежность (способность вызывать доверие);
· уверенность и прямой подход к проблеме, взгляд прямо в глаза;
· способность отстаивать что-либо, принося в жертву свои личные интересы («эффект бескорыстия»);
· привлекательность (особенно эффективна в вопросах вкусов и личных предпочтений). Имеет значение как физическое обаяние (красивые более убедительны), так и «эффект подобия» (мы склонны симпатизировать людям, похожим на нас, принадлежащим к членам одной с нами социальной группы).
Когда выбор основывается на личных оценках, вкусах или стиле жизни, наибольшим влиянием пользуется тот, кто похож на нас. Но когда речь идет о фактах, подтверждение нашего мнения со стороны непохожего на нас человека порождает большую уверенность. Суждение непохожего человека более независимо.
Что? Анализируется содержание сообщения, преобладание рациональной или эмоциональной компоненты:
· сообщение становится более убедительным, если оно вызывает позитивные чувства («эффект хорошего настроения»); если ваши аргументы недостаточно сильны, разумнее привести аудиторию в хорошее настроение в надежде, что она положительно отнесется к вашему сообщению, не слишком над этим задумываясь; хорошему настроению могут способствовать вкусная еда, приятная музыка и т. п.;
· иногда сообщение может оказаться убедительным, если оно апеллирует к негативным эмоциям, возбуждает страх; при этом важно указать аудитории, как избежать опасности, иначе пугающее сообщение может просто не восприниматься;
· наглядность, образность улучшают восприятие сообщения, а аморфность и беспредметность, напротив, ухудшают (лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать);
· чем более авторитетен источник сообщения и менее заинтересована аудитория в данной проблеме, тем более крайние взгляды можно высказывать.
Как? Анализируются формы и условия воздействия. К числу выявленных закономерностей относят следующие:
· активно пережитое убеждает больше, нежели пассивно воспринятое;
· убедительность снижается при повышении важности, сложности проблемы и степени знакомства с нею (цель достижима, но не в один присест);
· убедительность повышается при личном влиянии (разговор тет-а-тет), а не при опосредованном информировании;
· чем образнее подача информации, тем убедительнее предлагаемые сообщения.
|
|
· стимуляция мышления аудитории делает сильное сообщение более убедительным. В качестве методов стимулирования мышления могут использоваться риторические вопросы, воздействие нескольких коммуникаторов, ответственность аудитории за оценку сообщения, ненапряженные позы ораторов, многократное повторение одного и того же сообщения в разных вариантах.
Кому? Важен учет характеристик адресатов влияния, аудитории:
· самооценка адресата. Люди с низкой самооценкой зачастую медленно понимают сообщение и поэтому плохо поддаются убеждению. Напротив, люди с высокой самооценкой понимают все быстро, но предпочитают придерживаться своих взглядов. Лучше всего подвержены воздействию люди с адекватной (умеренной) самооценкой;
· возраст человека. Установки, социальные стереотипы молодых более подвижны. Пожилые люди с трудом воспринимают аргументы убеждения, основанные на современных подходах. Почему? Потому что в течение второю и в начале третьего десятилетия человеческой жизни (т. е. в период юности и начала взросления) происходит наиболее интенсивное формирование личности и ее жизненной философии. Установки, возникшие в этот период, имеют тенденцию оставаться неизменными. Эти установки связаны с более глубокими и устойчивыми впечатлениями;
· образование и заинтересованность. Высокообразованная или заинтересованная аудитория более восприимчива к рациональным аргументам, менее образованная или равнодушная — к эмоциональным.
· психическое состояние адресата в момент убеждающего воздействия. Неудовлетворенный человек в состоянии фрустрации или эмоционального стресса легче убеждается, если воздействие вызывает мысли, направленные против источника негативных эмоций.
· эффект предупреждения. Предварительное информирование приводит к обдумыванию контраргументов. При этом чем более значимо для человека сообщение, тем более веские контраргументы он приводит, тем сложнее его убедить;
· эффект отвлечения внимания. Убедительность вербального сообщения возрастает, если удается каким-либо образом отвлечь внимание аудитории настолько, чтобы подавить возможное возражение. Обычно это достигается либо с помощью ярких зрительных образов (они воздействуют настолько, что мы не анализируем смысл сообщения), либо высокой скоростью речи (быстроговорящие более убедительны, так как оставляют нам меньше времени на возражения), либо элементарным отвлечением (например, появление красивой девушки в мужской аудитории в момент убеждающего воздействия).
|
|
Методы убеждения
Аргумент (лат. argumentum) — суждение (или совокупность взаимосвязанных суждений), посредством которого обосновыватется истинность другого суждения (или теории).
Способов аргументирования существует множество, вот наиболее популярные:
1. Метод Сократа (метод 3 «Да»)
Отличительные особенности:
§ все аргументы начинаются со слов «Согласны ли Вы с тем, что….»;
§ все аргументы связаны одной темой;
§ на аргумент предполагается как положительный, так и отрицательный ответ;
§ при получении отрицательного ответа, аргумент переформулируется;
§ сначала приводятся аргументы с вероятностью получения согласия 100% (2 – 3 аргумента), а только потом аргументы с вероятностью получения согласия 50%.
Пример:
Согласны ли вы с тем, что сегодня по календарю выходной день?
Согласны ли вы с тем, что в выходной день большинство людей отдыхает?
Согласны ли вы с тем, что сегодня отдыхает большинство людей?
2. Метод двусторонней аргументации
Отличительные особенности:
§ при аргументации используется таблица;
§ таблица составляется вместе с оппонентом;
§ при заполнении таблицы соблюдается баланс столбцов (равное количество);
§ эффективнее начинать с ограничений и затем озвучивать преимущества;
§ заполнять таблицу эффективно сразу оба столбца.
Преимущества | Возможные ограничения |
Экономичная цена | Низкое качество |
Постоянное наличие | Требуется больше времени на сборку |
Пример:
«Данный продукт по качеству конечно ниже, при этом у него экономичная цена», «Да, для того, чтобы собрать товар требуется дополнительное время, при этом он всегда в наличии на складе».
3. Метод перелицовки аргументов.
Отличительные особенности:
§ придерживаемся логики оппонента;
§ последовательно переходим от одного аргумента оппонента к другому, пока не будет найдено противоречие;
§ прослеживая логику доказательств оппонента, рекомендуется использовать наглядные средства (таблицы, графики, схемы).
Пример:
И.С. Тургенев описал спор между Рудиным и Пигасовым о том, существуют или не существуют убеждения:
«— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет. Вот вам уже одно, на первый случай. — Все в комнате улыбнулись и переглянулись».
4. Метод развертывания аргументации.
Отличительные особенности:
§ приводятся новые аргументы, которые не известны оппоненту;
§ полезно приводить новые аргументы, после проведения работы с аргументами оппонента;
Пример:
«Я с вами согласен в … при этом, есть другая точка зрения. Более того, мы провели дополнительные исследования в этом направлении, результаты которых показали…».
5. Метод разделения (расчленения) аргументов.
Отличительные особенности:
§ аргумент оппонента делится на составляющие части, с которыми можно полностью согласиться, согласиться частично, не согласиться;
§ прежде чем приводить свои аргументы, сначала озвучивается часть аргумента оппонента, с которой вы полностью согласны, затем та, с которой вы согласны частично и только после этого, приводится часть с которой не согласны и свой аргумент.
Пример:
«Я с вами абсолютно согласен, что профиль Y пользуется популярностью на оконном рынке, частично соглашусь, что большинство компаний используют именно его для производства окон из ПВХ, а вот с тем, что он является лучшим профилем, сложно согласиться, так как у меня есть информация о новых профилях».