Психологами установлено, что при спокойном состоянии человека, при прочих равных условиях, результативнее воздействие убеждением, а в случае возбужденного состояния или повышенной тревожности — внушением.
Под внушением (суггестией) понимается способ психологического воздействия преимущественно змоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и содержит готовые выводы. Суть внушения состоит в воздействии на чувства человека, а через них на его разум и волю. Подверженность внушению называется суггестивностью. Суггестивность устного сообщения или текста в процессе коммуникации может основываться на его содержании, форме или на том и другом одновременно.
Объектом могут быть и большие группы людей — массовое внушение. Самый большой эффект внушения происходит тогда, когда внушаемая информация соответствует потребностям и интересам человека. В деловой коммуникации необходимо иметь в виду, что разные люди обладают разной степенью внушаемости, уровнем восприимчивости к внушению, субъективной готовностью испытать внушающее воздействие и подчиниться ему.
|
|
Эффективность внушения зависит от следующих факторов:
1) свойств и состояний суггестора, т. е. того, кто осуществляет внушение:
· его высокого социального статуса и авторитета (или конкретно руководителя, или той социальной группы, которую он представляет); авторитетность руководителя исполняет функцию так называемой косвенной аргументации;
· волевого, интеллектуального и характерологического превосходства;
· способности достигать успеха и внушать оптимизм;
· способа «конструирования» сообщения — уровня аргументированности, сочетания логических и эмоциональных компонентов;
· способности создавать особый, дополнительный стимул воздействия — доверия к источнику информации;
2) свойств и состояний суггерента, т. е. человека, на которого нацелено внушение:
· его астенизирующих состояний и эмоций — сильного психофизиологического напряжения и перенапряжения (стресса и дистресса), переутомления, гнева, страха, безнадежности, ослабления после болезней;
· высокой значимости для него проблемы, вопроса, существа дела, положительных ожиданий и установок;
· низкой самооценки, неуверенности в себе, нерешительности и неспособности принять решение;
· тревожности, беспокойства, робости, повышенной эмоциональности, впечатлительности, чувства (комплекса) собственной неполноценности;
· развитого образного мышления и веры в авторитеты;
|
|
3) отношений, складывающихся между суггестором и суггерентом; для достижения успеха большое значение имеют доверие и эмпатия между ними, авторитет первого и зависимость второго.
Для процесса внушения характерны некоторые закономерности:
· эффективность внушения зависит от психофизиологического состояния индивидов: в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием, у которых высокий жизненный тонус;
· информационный вакуум (дефицит времени, недостаточная компетентность) или чрезвычайная противоречивость текущей информации (неопределенность, неясность ситуации, положения) увеличивают действенность внушения;
· определенный ритм подачи внушающей информации (повторяемость, монотонность) и формирование условий относительной сенсорной депривации (ослабление действия различных внешних раздражителей) также повышают эффективность внушения;
· жесткая категоричность заявлений и требований суггестора, особая эмоциональность сообщения.
Среди ведущих приемов внушения можно отметить следующие:
· конкретность и образность ключевых слов. Доказано, что использование слов, смысл которых конкретен, содержание которых легко представить мысленно, визуализировать, существенно повышает эффективность внушения; т. е. необходимо помочь суггеренту сформировать представление о достоинствах внушаемого параметра (решения, характеристики, мнения и пр.);
· отсутствие в комментариях суггестора слов «нет» и «не». Следует предпочесть утверждения позитивного характера отрицаниям. Известно, что психика человека сопротивляется частице «не», настораживая, вызывая сомнение, поэтому лучше сказать «Примите это решение, и вы победите», нежели прибегнуть к отрицанию: «В противном случае вы ничего не выиграете»;
· речевая динамика — это одно из важнейших средств суггестии. Акустический спектр речи отличается большой сложностью. Психологами доказано, что способны повысить суггестию речи такие ее параметры, как мягкость и сила голоса, богатство интонационных характеристик, паузы, использование эффекта неожиданности, мимика и экспрессия, темп речи;
· мимика, жестикуляция воспринимается суггерентом как эмоциональная вовлеченность, заинтересованность, что в большинстве случаев способствует формированию положительного отношения, доверия (при их адекватности ситуации и чувстве меры);
· воздействие звукосочетаниями, некоторые из которых не только способны вызывать определенные эмоции, но и подсознательно воспринимаются как некоторые образы. Психологи установили, что присутствие или преобладание в словах гласной «и» вызывает впечатление чего-то маленького, незначительного. Был проведен оригинальный эксперимент: детям и взрослым представляли две одинаковые по форме, но разные по размеру абстрактные фигурки из картона. При этом предупреждали, что одна из них называется «пим», а другая — «пум». Затем испытуемых просили определить, какая же из них «пим», а какая — «пум». Более 80% опрошенных были убеждены, что маленькая — «пим», а большая — «пум». Аналогично: предъявлялись фигурки с названиями «ли» и «лау». Эффект оказался тот же: «ли» — маленькая, а «лау» — большая. Можно выделить особенности и других звуков. Так, например, звук «о» производит впечатление мягкости и расслабленности, даже эмоциональной теплоты (с-о-о-лнце, б-о-о-р).
В управленческом общении и мире бизнеса используется как открытое («верьте мне», «вы сейчас убедитесь сами»), так и закрытое внушение - через воздействие фирменных знаков, обстановки офиса, имиджа фирмы, которую представляет суггестор, и других визуальных эффектов.
Закрытое внушение более перспективно, чем открытое, так как исключает противодействие суггерента.