Функции процесса управления

(М.X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури)

1. Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.

Универсальные принципы планирования

• Участие максимального числа сотрудников

• Непрерывность

• Гибкость

• Координация

• Интеграция

• Экономичность

• Создание необходимых условий

2. Организация как функция управления предполагает воздействие на сознание и поведение индивидов, социальных групп со стороны субъектов управления с целью поддержания и улучшения деятельности хозяйственных систем.

Содержанием воздействия обычно является совокупность приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами хозяйственной системы, как по вертикали, так и по горизонтали.

Основные требования к организации как функции управления состоят в следующем:

• обеспечение всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению;

• повышение персональной ответственности и исполнительской дисциплины;

• совершенствование организации трудовой деятельности;

• целесообразное разграничение обязанностей сотрудников и др.

Организация как функция управления предполагает сочетание методов убеждения и принуждения в процессе воздействия на отдельных сотрудников, социальные группы, хозяйственные системы и организации.

Обычно к орг. методам относят:

• оргпланирование,

• приказы,

• распоряжения,

• инструкции,

• регламенты,

• инструктирование,

• ориентацию

• реорганизацию.

3. Мотивация – использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.

Поведение каждого человека определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий.

Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий.

Мотивация - это не только использование в управлении мотивов, побуждающих человека к активности и повышению производительности труда.

Мотивация включает и формирование мотивов в процессе деятельности человека, и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты.

В этом отношении для менеджера главными вопросами являются следующие:

Какие мотивы определяют деятельность человека?·

Как они влияют на результат его деятельности?·

Каковы возможности изменения их структуры и соотношения?·

Как соотносятся внешние и внутренние мотивы деятельности человека?·

4. Контроль управленческий - одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации

и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей

фирмы.

В функцию контроля входят:

• сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений фирмы;

• сравнение их с плановыми показателями;

• выявление отклонений и анализ причин этих отклонений;

• разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.

В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.

Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ, как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения.

Две формы управленческого контроля: финансовый и административный

5. Координация - процесс управления, реализация которого выражается в определении и поддержании необходимого положения фирмы (управляемого объекта) в окружающей ее среде, в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды.

Координация определяет целостность, устойчивость системы.

Близким к понятию «координация», является понятие «регулирование», которое также характеризует одну из основных функций управления и предполагает устранение отклонений от нормального режима работы фирмы во внутренних ее параметрах и характеристиках.

Регулирование - согласование по нормативам соответствия, предупреждающим выход из нормального режима работы, показывающим возможность кризиса или разрушения.

Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: