(М.X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури)
1. Планирование - непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения (выявления) ресурсов.
Универсальные принципы планирования
• Участие максимального числа сотрудников
• Непрерывность
• Гибкость
• Координация
• Интеграция
• Экономичность
• Создание необходимых условий
•
2. Организация как функция управления предполагает воздействие на сознание и поведение индивидов, социальных групп со стороны субъектов управления с целью поддержания и улучшения деятельности хозяйственных систем.
Содержанием воздействия обычно является совокупность приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между элементами хозяйственной системы, как по вертикали, так и по горизонтали.
Основные требования к организации как функции управления состоят в следующем:
• обеспечение всех принимаемых решений организационными мерами по их выполнению;
• повышение персональной ответственности и исполнительской дисциплины;
• совершенствование организации трудовой деятельности;
• целесообразное разграничение обязанностей сотрудников и др.
Организация как функция управления предполагает сочетание методов убеждения и принуждения в процессе воздействия на отдельных сотрудников, социальные группы, хозяйственные системы и организации.
Обычно к орг. методам относят:
• оргпланирование,
• приказы,
• распоряжения,
• инструкции,
• регламенты,
• инструктирование,
• ориентацию
• реорганизацию.
3. Мотивация – использование мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью.
Поведение каждого человека определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими человека к осуществлению определенных действий.
Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий.
Мотивация - это не только использование в управлении мотивов, побуждающих человека к активности и повышению производительности труда.
Мотивация включает и формирование мотивов в процессе деятельности человека, и закрепление их в качестве постоянно действующей доминанты.
В этом отношении для менеджера главными вопросами являются следующие:
Какие мотивы определяют деятельность человека?·
Как они влияют на результат его деятельности?·
Каковы возможности изменения их структуры и соотношения?·
Как соотносятся внешние и внутренние мотивы деятельности человека?·
4. Контроль управленческий - одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации
и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития как отдельных подразделений, так и всей
фирмы.
В функцию контроля входят:
• сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений фирмы;
• сравнение их с плановыми показателями;
• выявление отклонений и анализ причин этих отклонений;
• разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей.
В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития.
Важной функцией контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ, как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения.
Две формы управленческого контроля: финансовый и административный
5. Координация - процесс управления, реализация которого выражается в определении и поддержании необходимого положения фирмы (управляемого объекта) в окружающей ее среде, в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды.
Координация определяет целостность, устойчивость системы.
Близким к понятию «координация», является понятие «регулирование», которое также характеризует одну из основных функций управления и предполагает устранение отклонений от нормального режима работы фирмы во внутренних ее параметрах и характеристиках.
Регулирование - согласование по нормативам соответствия, предупреждающим выход из нормального режима работы, показывающим возможность кризиса или разрушения.
Четыре функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации.