для признаков “успешность обучения” и “уровень IQ”
| Студент (№ п/п) | Успешность обучения | IQ |
|
| ||
|
|
|
| |||
| 4,88 | ||||||
| 4,77 | ||||||
| 4,71 | 2,5 | 19,5 | 380,25 | |||
| 4,53 | ||||||
| 4,41 | -3 | |||||
| 4,24 | ||||||
| 3,77 | ||||||
| 3,76 | ||||||
| 3,65 | -9 | |||||
| 3,59 | 10,5 | 1,5 | 2,25 | |||
| 3,59 | 10,5 | 1,5 | 2,25 | |||
| 3,41 | -6 | |||||
| 3,35 | 5,5 | 11,5 | -6 | |||
| 3,35 | 5,5 | -18,5 | 342,25 | |||
| 3,61 | -5 | |||||
| 3,44 | -8 | |||||
| 3,22 | 1,5 | 2,5 | -1 | |||
| 4,11 | ||||||
| 3,38 | -10 | |||||
| 3,22 | 1,5 | -12,5 | 156,25 | |||
| 3,33 | ||||||
| 3,27 | -3 | |||||
| 3,94 | 11,5 | 5,5 | 30,25 | |||
| 3,81 | -4 | |||||
| Суммы: | 1920,5 |
Так как
, то гипотеза
(связи нет) – не отвергается.
Таким образом, нет оснований говорить о существовании статистически значимой связи между успешностью обучения на МФ и уровнем интеллекта.
3.в) Для исследования корреляции между двумя количественными признаками “знание программирования” и “уровень IQ” можно воспользоваться коэффициентом линейной корреляции Пирсона
[1], т.к. содержательный анализ и вид корреляционного поля (см. рис. 1) значений этих признаков позволяют выдвинуть гипотезу о существовании прямой линейной связи между ними.

Рис. 1. Корреляционное поле
значений признаков “знание основ программирования” и “уровень IQ”
Гипотезы:
- связь между знанием основ программирования и уровнем IQ у студентов МФ КемГУ отсутствует (формально:
);
- существует статистически значимая связь между знанием основ программирования и уровнем IQ у студентов МФ КемГУ отсутствует (формально:
).
Эмпирическое значение коэффициента линейной корреляции Пирсона
вычисляется по формуле:
.
Пользуясь втором вариантом формулы коэффициента
, который более удобен для расчетов на калькуляторе, и результатами вычислений в таблице 3.7, получим:
.
Таблица 3.7






