| “Знание основ программирования” | “Интеллект” | ||||||
| Д | Ю | Д | Ю | ||||
|
|
|
| ||||
| Суммы: | Суммы: | ||||||
| Средние: | 10,15 | 14,18 | Средние: | 27,08 | 30,18 |
Эмпирическое значение
критерия Розенбаума равно
.
По таблице критических значений
критерия Розенбаума [2, 3] найдем:

, следовательно, гипотеза
(
) об отсутствии различий в уровне исследуемого признака двух независимых выборок против альтернативы
(
) о существовании статистически значимых различий в уровне признака может быть отвергнута при
.
Таким образом, с уверенностью
можно сделать вывод о том, что данные исследования не противоречат гипотезе
: юноши статистически значимо превосходят девушек по знаниям основ программирования.
2.в) Сравнение уровней интеллекта юношей и девушек с помощью критерия Розенбаума (табл. 3.4).
Из полученных расчетов, видно, что выборочное среднее значение уровня интеллекта у девушек (
) ниже, чем у юношей (
).
Сформулируем статистические гипотезы.
: различие юношей и девушек по уровню интеллекта статистически незначимо (формально:
);
: юноши статистически значимо превосходят девушек по уровню интеллекта (формально:
).
Упорядочим показатель интеллекта юношей и девушек (табл. 3.4).
Определим самое низкое значение в выборке юношей (
) и подсчитаем S1 - количество
: S1 = 4. Аналогично, определим самое высокое значение в выборке девушек (
) и подсчитаем S2 - количество
: S2 = 1.
, принимается гипотеза
об отсутствии значимых различий в уровне интеллекта юношей и девушек.
Общий вывод по второму вопросу исследования: юноши и девушки не различаются по успешности обучения (на МФ КемГУ) и по общему уровню интеллектуального развития, и с доверительной вероятность 99% можно утверждать о том, что юноши проявляют более высокие способности к программированию, чем девушки.
3) Для ответа на третий вопрос исследования – Существует ли какая-либо связь между измеренными показателями? - необходимо, прежде всего, правильно подобрать подходящий коэффициент связи, затем рассчитать его значение, оценить статистическую значимость отличия коэффициента связи от нуля (установить факт наличия связи) и проинтерпретировать полученные результаты.
3.а) Для исследования корреляции между порядковым признаком “успешность обучения” и количественным признаком “знание программирования” можно воспользоваться коэффициентом ранговой корреляции Спирмена
[1]:
,
где
ранги
ых значений двух исследуемых признаков
и
.
Таким образом, для расчета коэффициента Спирмена
необходимо, предварительно, проранжировать последовательности наблюдений признаков “успешность обучения” (
) и “знание программирования” (
) (см. табл. 3.5).
Таблица 3.5






