для признаков “успешность обучения” и “знание основ программирования”
| Студент (№ п/п) | Успешность обучения | Знание программирования |
|
| ||
|
|
|
| |||
| 4,88 | ||||||
| 4,77 | 19,5 | 3,5 | 12,25 | |||
| 4,71 | ||||||
| 4,53 | 23,5 | -2,5 | 6,25 | |||
| 4,41 | ||||||
| 4,24 | ||||||
| 3,77 | ||||||
| 3,76 | -4 | |||||
| 3,65 | 21,5 | -8,5 | 72,25 | |||
| 3,59 | 10,5 | -4,5 | 20,25 | |||
| 3,59 | 10,5 | 5,5 | ||||
| 3,41 | -2 | |||||
| 3,35 | 5,5 | -4,5 | 20,25 | |||
| 3,35 | 5,5 | 21,5 | -16 | |||
| 3,61 | 23,5 | -11,5 | 132,25 | |||
| 3,44 | -1 | |||||
| 3,22 | 1,5 | 5,5 | -4 | |||
| 4,11 | ||||||
| 3,38 | 3,5 | 3,5 | 12,25 | |||
| 3,22 | 1,5 | -0,5 | 0,25 | |||
| 3,33 | 3,5 | 0,5 | 0,25 | |||
| 3,27 | -7 | |||||
| 3,94 | ||||||
| 3,81 | 19,5 | -3,5 | 12,25 | |||
| Суммы: | 1360,5 |
Проверка ранжирования: по каждому из признаков реальная сумма рангов, равная 300 (см. табл. 3.5), совпадет с теоретической
и, следовательно, ранжирование проведено правильно.
Гипотезы:
- связь между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования отсутствует (формально:
);
- существует статистически значимая связь между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования (формально:
).
.
Однако, наличие одинаковых (связанных) рангов в сравниваемых последовательностях наблюдений
и
означает меньшую дифференциацию свойств ранжированных признаков и приводит к завышению абсолютного значения коэффициента связи [1]. Для более точной оценки тесноты связи в расчет коэффициента Спирмена вводятся поправки:
,
,
где
число групп связанных рангов в ранжированных последовательностях признаков
и
соответственно;
число связанных рангов в
ой группе для признаков
и
.
В нашем случае, в ранжированной последовательности признака
имеется
групп связанных рангов по
ранга в каждой
:
| 1,5; | 1,5; | 3; | 4; | 5,5; | 5,5; | 7; | 8; | 9; | 10,5; | 10,5; | 12; |
| 13; | 14; | 15; | 16; | 17; | 18; | 19; | 20; | 21; | 22; | 23; | 24. |
Следовательно,
.
В ранжированной последовательности признака
всего имеется
групп связанных рангов (5 групп по
ранга
и 2 группы по
рангов
):
| 1; | 2; | 3,5; | 3,5; | 5,5; | 5,5; | 7; | 10; | 10; | 10; | 10; | 10; |
| 15; | 15; | 15; | 15; | 15; | 18; | 19,5; | 19,5; | 21,5; | 21,5; | 23,5; | 23,5. |
Следовательно,
.
Значение коэффициента Спирмена с учетом поправок на связанные ранги будет равно

Критические значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена
в зависимости от объема выборки
и уровня значимости
равны [1, 3]:

Так как
, то гипотеза
(связи нет) отвергается при
, и с доверительной вероятностью
может быть принята альтернативная гипотеза
:
.
Таким образом, с уверенностью 95% можно говорить о существовании прямой (т.к.
) линейной связи между успешностью обучения на МФ и знанием основ программирования. Детерминация данной связи равна
, поэтому лишь на 16,6% успешность обучения на МФ зависит от одного из профильных предметов “основы программирования”, и на 83,4% от других учебных предметов, т.е. данную связь можно охарактеризовать как слабую по тесноте [1].
3.б) Для исследования корреляции между порядковым признаком “успешность обучения” и количественным признаком “уровень IQ” также можно воспользоваться коэффициентом ранговой корреляции Спирмена
[1].
Проранжируем последовательности наблюдений признаков “успешность обучения” (
) и “уровень IQ” (
) (см. табл. 3.6).
Проверка ранжирования: по каждому из признаков реальная сумма рангов, равная 300 (см. табл. 3.6), совпадет с теоретической
и, следовательно, ранжирование проведено правильно.
Гипотезы:
- связь между успешностью обучения на МФ и уровнем интеллекта отсутствует (формально:
);
- существует статистически значимая связь между успешностью обучения на МФ и уровнем интеллекта (формально:
).
.
Поправка на связанные ранги для признака “успешность обучения” (
) равна
(см.п. 3.а).
В ранжированной последовательности признака “уровень IQ” (
) всего имеется
групп связанных рангов (2 группы по
ранга
и 4 группы по
ранга в каждой
):
| 1; | 2,5; | 2,5; | 4; | 6; | 6; | 6; | 9; | 9; | 9; | 11,5; | 11,5; |
| 14; | 14; | 14; | 17; | 17; | 17; | 19; | 20; | 21; | 22; | 23; | 24. |
Следовательно,
.
Значение коэффициента Спирмена с учетом поправок на связанные ранги будет равно

Таблица 3.6






