для признаков “знание основ программирования” и “уровень IQ”
| Студент (№ п/п) | Знание
программирования,
| Уровень IQ,
|
|
|
|
| Суммы: |
Критические значения коэффициента Пирсона
в зависимости от объема выборки
и уровня значимости
равны [1, 3]:

Так как
, то гипотеза
(связи нет) отвергается при
, и с доверительной вероятностью
может быть принята альтернативная гипотеза
:
.
Таким образом, с уверенностью 95% можно говорить о существовании прямой (т.к.
) линейной связи между знанием основ программирования и уровнем интеллекта у студентов МФ. Детерминация данной связи равна
, поэтому лишь на 22,5% знание основ программирования зависит от уровня интеллекта, и на 77,5% от других факторов, т.е. данную связь по тесноте можно охарактеризовать как слабую [1].
Общий вывод по третьему вопросу исследования.
У студентов МФ КемГУ отделения “Прикладной математики” выявляется статистически значимая (при
), прямая, но слабая связь знаний основ программирования с успешностью обучения на МФ (
) и с уровнем интеллекта (
). Статистически значимой связи между успешностью обучения на МФ и с уровнем интеллекта не проявляется (
).
ЛИТЕРАТУРА
1. Каган Е.С., Морозова И.С., Невзорова Т.А. Выявление взаимосвязей в психологических исследованиях: Учебное пособие. – Кемерово, КемГУ, 2002. – 81 с.
2. Каган Е.С. Применение методов теории статистического вывода в психологических исследованиях: Учебное пособие. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2005. – 113 с.
3. Таблицы математической статистики: Учебно-методическое пособие. - Кемерово, Кузбассвузиздат, 2006. – 48 с.
* Напомним, что критерий Манна – Уитни является одним из исключений из общего правила принятия решения о достоверности различий, а именно гипотеза отвергается, если.
* Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития, в которых индивиду предлагается ряд заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка и оценка всех важнейших интеллектуальных функций. Краткий ориентировочный тест (КОТ) является адаптацией теста IQ Вандерлика для русскоязычных респондентов.
* Для статистического подтверждения предположения о нормальном законе распределения признака в данном исследовании слишком мал объем наблюдений:, а для достоверности выводов необходимо иметь.
* Несмотря на распространенную практику отношения к оценкам как к количественным данным, шкала оценок (баллов): 2, 3, 4, 5 – является порядковой (ранговой) шкалой, т.к. оценка характеризует лишь принадлежность к тому или иному упорядоченному классу: “неудовлетворительные”, “удовлетворительные”, “хорошие” и “отличные” знания и не несет информации на сколько и/или во сколько раз одна оценка лучше или хуже другой.
В связи с этим при обработке и анализе данных, измеренных в оценках 2, 3, 4 5, наиболее корректным будет применение процедур и методов, предназначенных для ранговых шкал.






