Введение. Для древних греков логистика представляла собой искусство выполнения расчётов

Для древних греков логистика представляла собой искусство выполнения расчётов. Высших государственных чиновников, осуществляющих контроль за хозяйственной, финансовой и торговой деятельностью называли логистами. По свидетельству Архимеда, в IV веке до н.э. в Древней Греции было 10 логистов.

866 – 912 гг. Царствование на византийском престоле Леона VI – «Мудрого». Он трактовал логистику как науку по организации материального обеспечения и управления армией. Существовала должность – «логистас». Он занимался организацией военных стоянок, подготовкой военных подходов, обеспечением войск всем необходимым.

«… Замышляя поход на Казань, послал Иван Грозный своего военного инженера Ивана Григорьевича Выродкова в Углич. Под его началом были тысячи лесорубов и плотников, которые соорудили под Угличем 7-ми башенную крепость, переметили брёвна, спустили их на воду, связали в плоты и погнали вниз по Волге. Тронувшись в путь весной 1551 года, летом крепость доплыла до места, до впадения в Волгу Свияги. Меньше чем за месяц крепость встала на господствующей над местностью горе и стала центром дислокации, осадивших Казань войск…».

Основоположником логистики в ее современном понимании считается Антуан Анри (Генрих Вениаминович) Жомини, военный теоретик и историк.

Он родился в семье мелкого чиновника в швейцарском городке Паерне. Трудовую жизнь начал клерком в банке, в Париже. Во время революционных войн стал командиром батальона к 1801 году, в мирное время вернулся в коммерцию.

Занимаясь потом в одной из парижских коммерческих контор, Жомини изучил военные науки и издал в 1804 известное в его время сочинение «Traité des grandes opérations militaires»(«Черты великих военных операций»), содержавшего сравнительное исследование кампаний Фридриха Великого и генерала Бонапарта.

В 1804 Жомини вступил волонтёром в ряды французской армии. Наполеон, прочитав труд Жомини, присвоил ему в 1805 г. звание полковника.

В 1806 Жомини издал сочинение «Mémoire sur la probabilité de la guerre de Prusse»(«Заметки по поводу войны с Пруссией»), где изложил взгляды на войну с Пруссией.

Наполеон взял талантливого автора в свой штаб. За кампанию 1806—1807 гг. Жомини был награжден баронским титулом, а в 1808 отправился с маршалом Неем в Испанию в качестве его начальника штаба, но вскоре был удален оттуда по наветам недоброжелателей, успевших восстановить против него маршала. Наполеон поручил ему написать историю итальянских походов 1796—1800 гг., перед тем присвоив ему звание бригадного генерала.

В Русскую кампанию 1812 года Жомини не участвовал в боевых действиях, он занимал должность губернатора Вильны, потом — Смоленска. Благодаря собранным им сведениям о местности переправа отступавшей французской армии через реку Березину прошла сравнительно удачно.

В кампанию 1813 года Жомини, снова являясь начальником штаба при Нее, внёс большой вклад в победу при Бауцене; но не был произведён в дивизионные генералы из-за недоброжелательства Бертье. Оскорблённый этим Жомини в день истечения перемирия перешел в стан антифранцузской коалиции.

Принятый на службу императором Александром I с чином генерал-лейтенанта и званием генерал-адъютанта, Жомини стал в осеннем походе 1813 советником, при этом далеко не бесполезным. При императоре Николае Жомини участвовал в разработке военных проектов и, в частности, проекта об учреждении высшего военно-учебного заведения для получения образования офицерами Генерального штаба.

Революционное проникновение современных технологий в производственную и социальную сферу человеческой деятельности, обусловленное повсеместным внедрением компьютерных и телекоммуникационных технологий - объективная причина повышенного интереса к логистическим системным решениям.

Создание глобальных логистических транспортных систем общедоступного использования – одна из важнейших задач, связанных с повышением коммуникативности и глобализацией мирового сообщества.

На первых этапах развития транспортных логистических систем, инициаторами их внедрения стали компании, стремящиеся преуспеть в условиях, которые характеризуются повсеместным проникновением на местный рынок конкурентных профильных фирм вне зависимости от их географического местоположения. Их целенаправленные попытки применения современных информационных и коммуникационных технологий были направлены на получение долгосрочного конкурентного преимущества. В глобальном информационном сообществе, где информация передаётся через киберпространство практически без ограничения по объёмам, скорости передачи и доступности – такая критичность возрастает вследствие влияния следующих факторов:

· увеличения зависимости от используемых информационных ресурсов и их источников;

· расширения спектра информационных угроз;

· роста инвестиций в информацию и ИТ;

· влияние внедряемых ИТ на организацию и практику ведения деловой деятельности.

С точки зрения системотехники до настоящего времени не существует общепринятого определения системы. Обзор различных толкований данного понятия показывает, что существуют, по меньшей мере, четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы можно было его считать системой. Основные свойства системы приведены на рис. 1, имеют следующие определения:

Рис. 1. Свойства системы

1. Целостность и членимость: система – целостная совокупность элементов, элементы существуют лишь в системе, вне системы элементы это объекты, обладающие «системозначимыми» свойствами, при вхождение в систему элемент приобретает системноопределённое свойство взамен системозначимого;

2. Связи: атрибут системы – это наличие существенных устойчивых связей (отношений) между элементами или/и их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи (отношения) этих элементов с элементами, не входящими в данную систему; роль связи в системе определяется характером её влияния на ход процессов;

3. Организация: снижение энтропии (степени неопределённости), актуализация (формирование) существенных связей элементов, упорядоченное распределение связей и элементов во времени, пространстве и в смысловой нагрузке;

4. Интегративные качества: присущи системе в целом, но не свойственны ни одному из её элементов в отдельности, система зависит от свойств элементов, но не определяется ими полностью, это непростая совокупность элементов, расчленяя систему и изучая каждую часть в отдельности нельзя понять её в целом.

Выдвинув на 1 место субстанционный признак можно выделить 3 класса систем:

Естественные - существующие в объективной действительности;

Концептуальные или идеальные – отражающие реальную действительность, объективный мир;

Искусственные – созданные человеком.

Из-за отсутствия надёжных методов оценки сложности системы останавливаются на определениях: «простая» - «сложная» - «очень сложная».

Некоторые выводы:

· Система – абстрактное понятие наукотворчества;

· Целое делится на части по слабым связям;

· Свойства создаваемых систем –зависит только от знаний;

· Прогресс – движение от простого к сложному;

· В сложных системах элементов – от 3 до 6 (9);

· Избыточность – основное свойство надежности;

· Эффективность – производная избыточности;

· Мощность инфраструктуры должна быть в 4 раза больше основной структуры (эффективность);

· Избыточные и дефицитные системы ведут себя в одних и тех же условиях по-разному;

· Неопределённость – свойство сложных систем.

Развитию логистики как экономической науки сопутствует провозглашение концептуальных правил (требований), определяющих понятие логистической эффективности. Так, для реализации логистического системного обеспечения на практике, немецкими учёными сформулирована концепция под названием «Система 6», котораяопределяет шесть основных компонентов эффективного функционирования логистической системы для достижения поставленной конечной цели.

В публикациях французских учёных есть ссылка на основное правило логистики – «логистический микс 7R», где к перечисленным параметрам добавилось: «нужному потребителю». Отличие «Системы 6» от «7R» заключается в том, что первое дано с точки зрения покупателя груза, а второе – продавца или посредника.

Российские учёные в определении логистической системы сформулировали «Восемь правил логистики», к «нужному потребителю» добавили «персонифицированность – для каждого заказа».

Но основное, что следует из этих определений, это - функция логистики носит интегральный характер в пределах временного диапазона от возникновения потребности в определённом товаре до удовлетворения этой потребности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: