Основные определения и логистические термины

Логистика – наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистическая система (ЛС) – это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов – звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками.

Логистическая операция (ЛО) – действия,не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением МП и сопутствующих ему потоков (информационных, финансовых, сервисных и др.).

Логистическая функция (ЛФ) – обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед ЛС и/или её звеньями задач.

Логистическая цепь (ЛЦ) линейно упорядоченное множество звеньев логистической системы (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т.д.) осуществляющих логистические операции по доведению материального потока:

1). от одной логистической системы до другой (в случае производственного потребления):

2). до конечного потребителя.

Звено логистической системы (ЗЛС) – некоторый экономически и (или) функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенной логистической функцией и логистической операцией.

Логистическая сеть (ЛС) – полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным потокам исследуемой логистической системы.

Логистический канал (ЛК) - упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающий все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов до конечных потребителей.

Транспортная логистика - создание возможности для реализации грузопотоков с минимальными общими затратами при соответствующем обеспечении сопровождающих информационных потоков и при соблюдении определенных условий.

Отсюда понятие логистический подход как интеграция областей деятельности с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами времени и ресурсов путем сквозного управления материальными и информационными потоками.

Логистический подход позволяет установить место транспорта в логистической цепи материально-технического обеспечения экономики, определить аспекты эффективного функционирования транспорта, реализовать новые принципы транспортного сервиса, устранить противоречия между естественной конкуренцией и необходимостью взаимодействия видов транспорта.

Логистический метод позволяет определить ожидаемые макроэкономические показатели и факторы, влияющие на транспорт, в т.ч. экологические нормы природопользования, т.к. транспортная деятельность на планете и концентрация грузовой нагрузки оказывают отрицательное влияние на природу и человека, что должно быть обязательно оценено в экономических показателях.

Логистические принципы на транспорте:

1. доставка грузов «от двери до двери», «от причала до причала»;

2. высокая скорость перевозки и возможность минимального времени доставки;

3. «точно в срок» и жесткие сроки доставки;

4. комбинированные перевозки транзитных грузов;

5. гибкий подход к запросам клиентов;

6. стабильный график движения и абсолютная надежность;

7. частые отправки, малые серии и партии, малые склады.

Принципы перевозки «от двери до двери» и «точно в срок» определяют наиболее выгодное для клиентуры сочетание видов транспорта и рациональное использование транспортных средств.

Клиентов все меньше интересует, каким образом будут доставлены их грузы. Их волнует только своевременная доставка по наиболее низким ценам. Кроме того, клиенты хотят точно знать, где в данный момент находится их груз, они желают отслеживать его на всех этапах пути.

Развитие транспортной логистики в Европе в конце 80-х было обусловлено 3-мя предпосылками:

· быстрый рост автомобилизации континента, последовавший за ним транспортный кризис и выход из кризиса,

· международный транспортный сервис, который на базе новых транспортно-перегрузочных и информационных средств мог бы обеспечить приоритет рынка потребителя транспортных услуг и современное управление транспортным бизнесом,

· стратегическая цель государственной транспортной политики - развитие конкурентоспособного и надежного транспорта для удовлетворения потребностей отраслей экономики и населения.

Все перечисленное требует самой современной технологии организации транспортных услуг и транспортного маркетинга, рабочим инструментом реализации которых стала логистика.

Комплексное понятие логистика и транспортная логистика включают в себя технические (сооружения и средства), экономические (планирование, управление потоками и маркетинг), информационные (сбор, обработка и доведение информации до потребителя), юридические (нормативно-правовые основы взаимодействия), финансовые (стоимость логистических услуг и их экономическая эффективность) и другие аспекты.

Главной задачей транспортной логистики является разработка решений для повышения эффективности работы системы или отдельного вида транспорта, увеличения доли его на транспортном рынке и создания конкурентных преимуществ независимо от уровня функционирования или рассмотрения.

Конечным продуктом всех решений является вовремя доставленный груз.

Компонентами транспортной логистики являются: грузы - виды транспорта - терминалы и склады - все виды обеспечения и обслуживания. Все компоненты логистической цепи зависят друг от друга и только при взаимной оптимизации можно достичь высокого уровня обеспечения услуг. Развитие логистики последнее десятилетие видоизменило перечисленные компоненты. Полная информация не ограничивается данными по одному звену транспортной цепи, она включает параметры собственного транспортного рынка и смежных рынков партнеров и конкурентов.

Терминалы и склады трансформировались в логистические центры, экспедиционное обслуживание - в интегрального оператора комбинированных перевозок и т.д.

Функции транспортной логистики определяются ее происхождением как объединяющей и координирующей системы в перевозочном процессе и замыкаются на понятия: транспортировка, запасы, складирование, экспедирование, информация и другие (кадры, реклама) понятия. Цели участников логистической цепи, несмотря на их тесное взаимодействие, часто расходятся, вступая в конфликты.

Поскольку логистика выполняет функции пересечения потребителей и производителей, рынка и покупателя, спроса и предложения, то особое значение приобретают логистические посылки и концепции, которые обеспечивают эффективное взаимодействие.

Логистика – результат интеграционных процессов в экономике, социальной и государственной жизни.

Для оптимального решения логистических задач целесообразно слияние агентского, экспедиторского и транспортного капитала с промышленным и торговым.

Транспортная логистика осуществляет жесткую переориентацию с количественных показателей транспортного обслуживания потребителя на качественные.

Она устанавливает также новый критерий выбора оператора-перевозчика - "соответствует, желает, способен", стимулируя при этом формирование критериев пользователя транспорта в зависимости от совокупности различных факторов.

Ориентация транспортного рынка на потребителя - приоритетный принцип, обусловливающий и оценивающий одновременно конкурентоспособность комбинированных перевозок. Ориентация рынка на потребителя требует гибкости в выполнении желаний клиента и соответствующем предложении товаров и услуг, что означает доставку груза в нужное время и нужное место с дальнейшей возможностью расширения товарного предложения клиентам. Главными элементами такой ориентации являются внешняя служба, выходящая на клиента, сервис, послепродажная помощь и обслуживание. Элементы ориентированного рынка могут быть интегрированы только с помощью логистики.

Ориентация транспорта на потребителя в логистических принципах означает: готовность поставки, скорая доставка и допустимый уровень ошибок при выполнении заказа. Исходя из вышесказанного, важнейшая задача ТЛ - идентифицировать клиентов и поставщиков с целью перманентного реагирования на их потребности.

Примером удачной ориентации на потребителя может служить аэропорт Мюнхен в Германии, внедривший новый способ сортировки грузов, багажа и почты Posisorter, исключающий практически все ошибки.

Другой пример - дистрибьюторский центр торговли электротоварами OTRA около Аугсбурга. Здесь находится более 30 тыс. наименований электроинструментов, материалов, электроприборов и запчастей. Центр оптимизировал все элементы цепи доставки товаров клиенту за счет внедрения системы Stapler - Leitsystem, повысив уровень доставки «точно в срок» до 95%, сократив объем товаров на складе на 40%, обеспечив экономию транспорта и снижение пустопорожних поездок.

Создание инновационных систем. ТЛ, определяя принципы рационального взаимодействия комбинированного транспорта в смешанных перевозках, ориентируется на инновационные транспортные системы, возникшие на волне расширения концепции самой логистики и более точного определения концепции транспортной логистики.

Инновационные транспортные системы определяют не только политику и уровень самих транспортных предприятий, но и транспортную политику и стратегию регионов и государства в целом.

Логистическая поддержка инвестиционных венчурных проектов в транспортной отрасли снижает степень риска, связанного с возможными ошибками в оценке спроса на транспортные услуги, а, в конечном итоге - на мощность и прибыльность транспортной инфраструктуры.

Инновационные транспортные системы стимулируют развитие связей - межхозяйственных и интеграционных, повышающих конкурентоспособность транспортной отрасли России через слияние с международным сообществом. Немалую роль здесь мог бы сыграть незаслуженно забытый БАМ.

Главным звеном инновационных систем должны стать региональные специальные логистические центры и интегральные транспортно-экспедиционные компании.

Понятие транспортировки. Изменение местонахождения товарно-материальных ценностей с помощью транспортных средств называется транспортировкой грузов.

Транспортировка является частью логистического процесса и относится к сфере производства материальных услуг.

По назначению различают внешнюю (в логистических каналах снабжения - сбыта) и внутреннюю (внутрипроизводственную) транспортировку. Оба вида транспортировки взаимосвязаны между собой и образуют транспортную систему предприятия.

Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется большим удельным весом транспортных расходов в логистических издержках, которые составляют до 50% суммы общих затрат на логистику.

Транспортная логистика решает следующие задачи:

· создание транспортных систем;

· совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);

· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· выбор способа транспортировки и транспортного средства;

· определение рациональных маршрутов доставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: