В понятие "логистический центр " входит не только процедура сбора, обработки и выдачи информации. Это и переработка грузов, и комплекс логистических услуг клиентам.
Реально, логистический центр - самостоятельный грузовой терминал с более, чем 40 технологическими операциями.
В России сейчас формируются 2 крупнейших центра: Санкт-Петербургский логистическо-терминальный центр (ЛТЦ) "Шушары" мощностью до 3 млн. т /год или около 2,5 млрд. долл. грузо/товарооборота.
Стоимость 2,5 млрд. долл. Предполагаемый срок окупаемости - 6,5-8 лет.
Площадь - 100-110 га. Примыкает к Московскому шоссе (М-10), находясь на пересечена ж/д путей и автодорог в непосредственной близости от трассы будущей кольцевой автомагистрали, Большого Морского порта Санкт-Петербург и аэропорта "Пулково".
Значение "Московского терминала" определяется ролью в девятом и втором интермодальных международных коридорах. Программа ЛТЦ "Московский терминал" на 10-летний период оценивается в 2,5млрд. долл. при сроке окупаемости 5,6 года. Предполагаемая чистая прибыль - 7,5 млрд. долл.
|
|
Лучшими примерами в Европе (рис. 4) являются немецкие логистические центры в сфере доставки (Lieferantenlogistik), которые дают экономию затрат на 30-40%.
Рис. 4. Размещение логистических центров в окрестностях Берлина
Эти 3 центра выполняют связующую роль между местными и дальними маршрутами, с одной стороны, и между автомобильными и железнодорожными магистралями и дополнительно водными путями в Вустермарке. Такие транспортно-грузовые центры называются GTZ "JIT по короткому пути". Самым известным является центр автомобилей Audi в Инголъштадте, на который приходится 60-70 % всех потребностей в автомобилях этой марки. Центр начал функционировать с 1994г. на заводской территории.
Северный транспортный центр (NTC), расположенный в 10-ти км восточнее Ольборга (Дания), был основан в 1989 году и начал свою деятельность в качестве Центра в 1992 году. NTC размещается на общей площади 2 млн м2 и включает 90.000 м2 складских зданий и административных офисных помещений плюс множество транспортных и логистических операторов.
Центр построен вокруг Восточного порта Ольборга в соответствии с местной политикой. Цель, продекларированная в Муниципальном плане, заключается в развитии транспортной деятельности вне города Ольборга, например, из соображений охраны окружающей среды и безопасности.
Сравнительные характеристики различных типов информационных логистических центров (ИЛЦ) приведены в таблице 1, а их структура − на рис. 5.
Таблица 1.
Тип Параметры | «Корона» | «Звезда» |
Принадлежность | Подразделение компании (корпорации) | Государственно-частное партнёрство |
Цель создания | Увеличение экономической выгоды для владельца | Обеспечение равной конкурентоспособности в регионе |
Вид информации | Предложения и ответы на запросы | Форвардные запросы и сопутствующая информация |
Зона деятельности | В рамках компании (корпорации) может быть межгосударственной | Регион с выходом на глобальную сеть |
Уровень конфиденциальности | Корпоративная конфиденциальность | Государственная тайна (п. 6 Доктрины информационной безопасности) |
Основные затраты при создании | Создание программно-аппаратного комплекса, реклама услуг компании | Системы телекоммуникаций и мониторинга, реклама портала |
Прибыль от деятельности | Увеличение прибыли компании (корпорации) | Абонентская и разовая плата за информацию, косвенные региональные отчисления в бюджет |
Стандартные аппаратно–программные комплексы покупаются и используются индивидуально и не используются отдельными предприятиями, потому что они слишком дорогие или слишком сложные. Таким образом, вместо оплаты целого комплекса производится оплата используемых фрагментов или рабочего времени (биллинг).
|
|
Подразделения и филиалы владельца центра |
«Корона» |
Интернет |
Абоненты центра |
«Звезда» |
Региональные компании малого и среднего бизнеса |
Региональные центры логистики |
Рис. 5. Структура ИЛЦ
В ИЛЦ типа «звезда» каждая компания имеет возможность использовать целый набор прикладных задач или одну из задач, используя в качестве среды передачи информации международную компьютерную сеть.
Можно констатировать, что с учётом интересов кооперированных участников транспортного процесса в рамках информационного поля ИЛЦ типа «звезда» предлагаемые информационные коммуникационные ресурсы используются главным образом для внутренних процессов компаний:
· планирование производственного ресурса;
· бухгалтерия;
· документооборот;
· управление поставками;
· управление работой офиса (делопроизводство);
· регулирование договорных отношений между компаниями, имеющими деловые связи.
ИЛЦ типа «корона» могут быть реализованы как виртуально (в виде портала в Интернете), так и в виде информационных центров, которые используют свои локальные информационные ресурсы. Они, как правило, создаются при крупных специализированных корпорациях, имеют собственную структуру, которая наиболее соответствует бизнес–идеологии данной корпорации.
Организация ИЛЦ предлагается в виде партнерства из юридических и физических лиц, заинтересованных в реализации данной программы.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое логистическая система, операция, функция, цикл?
2. Чем логистическая цепь отличается от сети?
3. Перечислите задачи и принципы транспортной логистики.
4. Дать определение материальному и информационному потоку.
5. Что такое прогноз?
6. Перечислите системы управления материальным потоком.
7. Перечислите аспекты и функции транспортной логистики.
8. Каковы основные функции логистического центра?
9. Каковы основные функции информационного логистического центра?
10. В чём отличия ИЛЦ типа «Звезда» и «Корона»?