Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире. ТС включает:
· 87 тыс. км железных дорог,
· более 745 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием,
· свыше 600 тыс. км воздушных линий,
· 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов,
· свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов,
· 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс.
В ней занято свыше 3,2 млн человек, что составляет 4,6 % работающего населения.
Огромные пространства и суровый климат предопределили первостепенное значение для России всепогодных видов наземного транспорта — железнодорожный и трубопроводный. На них падает основной объём грузовой работы.
Водный транспорт играет в России значительно меньшую роль из-за короткого навигационного периода.
Роль автомобильного транспорта в общем грузообороте в связи с крайне незначительными средними расстояниями перевозок (в пределах городов и пригородов, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т. д.) также невелика, несмотря на то, что им перевозится больше половины грузов.
|
|
Важной особенностью транспортной системы России является её тесная взаимосвязь с производством.
Современное состояние транспортной системы характеризуется низким техническим уровнем производственной базы большинства предприятий и износом подавляющего большинства транспортных средств, что приводит к снижению безопасности их работы, а также отсутствием инвестиций для преодоления данных проблем.
Важной характеристикой транспортной системы России является тот факт, что, по данным Росстата, по состоянию на 2011 год в межсезонье 10 % населения страны фактически отрезаны от остальной территории страны (не имеет доступа к сети круглогодично эксплуатируемых автодорог и/или не имеет доступа к железнодорожным станциям и аэродромам).
Средняя подвижность населения России (на 2011 год) — около 6300 км на душу населения в год (в странах Западной Европы — 15-20 тыс. км, в США, Канаде — 25-30 тыс. км в год).
Существенным фактором, обуславливающим территориальную разобщённость страны, является построение её транспортной системы по звездообразному принципу с центром в столице.
Транспортное пространство представляет собой совокупность самостоятельных организаций — перевозчиков и посредников — с преобладанием мелкого капитала, что явилось следствием дезинтеграции экономики в 90-е годы XX века.
Основным государственным источником финансирования дорожного хозяйства России с 2011 года является Федеральный дорожный фонд, запланированный объём отчислений в него в 2011 году составляет 386,7 млрд руб.
|
|
Транспортная система России (рис. 6) имеет сложную структуру.
Она включает несколько подсистем (железнодорожную, автомобильную, морскую, речную, воздушную и трубопроводы), каждая из которых состоит из основных элементов: инфраструктуры, транспортных средств и управления.
К транспортной системе относятся транспортные узлы и коридоры, а также промышленный и общественный транспорт. Инфраструктуру обычно рассматривают по отраслям.
Железнодорожный транспорт наиболее развит в России (на него по данным на 2011 год приходилось 85 % внутреннего грузооборота).
Рис.6. Транспортная система России
По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США.
В России железнодорожный транспорт подразделяется на: железнодорожный транспорт общего пользования, железнодорожный транспорт не общего пользования и технологический железнодорожный транспорт. В европейской части страны железнодорожная сеть имеет радиальный вид, железные дороги сходятся к Москве.
Первая крупная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург — Москва вступила в строй в 1851 году. Тогда же началось строительство железных дорог из Санкт-Петербурга в южном направлении. В азиатской части железнодорожная сеть имеет широтное простирание и небольшую плотность.
Важнейшая магистраль — Транссибирская — начала строиться в 1892 году одновременно от Челябинска через Новониколаевск на Красноярск и Иркутск и от Владивостока на Хабаровск. Движение открыто в 1916 году. В 1913 году была построены ветвь Омск — Тюмень — Екатеринбург. Позже были построены широтные дублёры Транссибирской магистрали: линия Карталы — Астана — Павлодар — Барнаул — Артышта, которая в середине ХХ века была продолжена до Усть-Кута (через Новокузнецк, Абакан, Тайшет, Братск); линия Семипалатинск — Барнаул — Новосибирск; Байкало-Амурская магистраль.
В 1970—1980-х годах для освоения нефтяных и газовых ресурсов Западной Сибири была построена железная дорога Тюмень — Сургут — Уренгой — Ямбург.
В 1992—1999 годах в России было построено 218 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 1962 км железных дорог.
В 2000—2008 годах было построено 899 км новых железнодорожных линий и электрифицировано 3083 км железных дорог.
Расширяется объём грузов, перевозимых через территорию Финляндии и её порты (чему способствует одинаковая ширина колеи). Для этого строится железная дорога Кочкома — Ледмозеро и далее к железным дорогам Финляндии. Железные дороги, по состоянию на весну 2012 года, имеются в 78 из 83 субъектов Российской Федерации. Нет железных дорог только в Республике Алтай, Республике Тыве, Камчатской области, Магаданской области, Чукотском АО (на начало 2012 года). С постройкой железной дороги Курагино — Кызыл Тыва станет 79-м субъектом России, имеющим железнодорожный транспорт.
Морской транспорт. Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты:
· на Чёрном море — Новороссийск, Туапсе;
· на Азовском море — Таганрог;
· на Балтийском — С-Петербург, Калининград, Балтийск, Выборг;
· на Баренцевом — Мурманск;
· на Белом — Архангельск;
· на Японском — Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный.
Речной транспорт. Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Роль речного транспорта резко повышается в ряде регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
|
|
Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. Благодаря Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому и Волго-Донскому каналам Волга стала стержнем единой водной системы европейской части России, а Москва — «портом пяти морей».
К другим важным рекам европейской России относятся Северная Двина с притоками, Сухона, Онега, Свирь, Нева.
В Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы.
Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении). Реки связывают южные районы Западной и Восточной Сибири с Заполярьем. По Оби и Иртышу транспортируется нефть из Тюмени. Обь судоходна на протяжении 3600 км, Енисей — 3300 км, Лена — 4000 км (навигация продолжается 4-5 месяцев). Порты нижнего течения Енисей — Дудинка и Игарка — доступны для морских судов, следующих Северным морским путём. Крупнейшие перевалочные пункты грузов с рек на железные дороги — Красноярск, Братск, Усть-Кут.
Важнейшей речной магистралью Дальнего Востока является Амур. Судоходство осуществляется на всём протяжении реки.
Трубопроводный транспорт. Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения.
В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении. Крупные нефтепроводы:
· «Дружба» — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
· Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
· Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
|
|
· Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
· Сургут — Тюмень — Уфа — Альметьевск;
· Нижневартовск — Самара;
· Сургут — Полоцк;
· Александровское — Анжеро-Судженск;
· Красноярск — Ангарск;
· Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу.
Крупнейшие газопроводы:
· Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);
· Ставрополь — Москва;
· Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — С-Петербург;
Средняя Азия — Урал
· Медвежье — Надым — Тюмень — Уфа — Торжок;
· Надым — Пунга — Пермь;
· Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск.
· крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой — Помары — Ужгород — страны Восточной и Западной Европы (4451 км),
· газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.
Крупные продуктопроводы:
· Уфа — Брест с ответвлением на Ужгород;
· Уфа — Омск — Новосибирск;
· Нижнекамск — Одесса.
Строятся газопроводы Северный поток: Бованенково — Ухта, Сахалин — Хабаровск — Владивосток и Джубга — Лазаревское — Сочи.
Проектируются газопроводы Южный поток: Якутия — Хабаровск — Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.
Автомобильный транспорт. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием в России составляет 754 тыс. км (2008).
В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд тонн грузов, его грузооборот в том же году составил 216 млрд тонно-километров.
С 2000 по 2008 годы объём перевозки грузов на автомобильном транспорте увеличился на 17 %, грузооборот — на 41 %.
По общей протяженности автомобильных дорог Россия превосходит почти все европейские страны, кроме Франции, и занимает 7-е место во всем мире.
По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей.
Это несколько выше, чем на Украине или в Казахстане (3,3 и 5,0 соответственно), но ниже, чем ряде других стран. Так, в Финляндии данный показатель составляет около 10 км, в США — около 13 км, во Франции — 15,1 км на 1 тыс. жителей.
Общая протяжённость автодорог — 910 тыс. км, из них 745 тыс. км покрыты асфальтом, 45,4 тыс. км дорог федерального значения.
По данным на 2011 год, 92 % протяжённости федеральных трасс страны представляют собой дороги, где движение осуществляется по одной полосе в каждом направлении; 29 % федеральных трасс работают в режиме перегрузки.
Плохое состояние автодорог страны влечёт за собой крайне низкую среднюю скорость перемещения коммерческих грузов автотранспортом — около 300 км в сутки (в странах Европы — приближается к 1500 км в сутки).
Деятельность транспортно-экспедиционных компаний по доставке грузов наземным автотранспортом в настоящее время регулируется Уставом автомобильного транспорта.
Воздушный транспорт. Является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение (скоропортящиеся грузы), большее значение он имеет для пассажирских перевозок.
В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь.
Основными центрами авиасообщения являются: Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток.
При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиа узле: около 80 % (по состоянию на 2011 год) авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву. Сеть действующих аэропортов в России с 1991 года по 2012 год сократилась более чем в 4 раза.
В России самые протяжённые в мире авиатрассы (800 тыс. км):
· Москва — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;
· Москва — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский;
· С-Петербург — Екатеринбург — Новосибирск — Иркутск — Хабаровск — Владивосток;
· С-Петербург — Пермь — Омск — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Магадан — Петропавловск-Камчатский.
Промышленный транспорт. К нему относится транспорт специального пользования и технологический транспорт, выполняющий производственно-технологические перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и организаций, комплексов зданий и сооружений, транспортных служб, и не выходит на дороги общего пользования.
В соответствии со СНиП 2.05.07-91[18] в промышленный транспорт входят:
· железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм;
· технологический автомобильный транспорт, включая моторные тележки шириной до 2,1 м, предназначенные для межцеховых перевозок: аккумуляторные (погрузчики, тягачи с прицепами, электрокары) и с двигателями внутреннего сгорания (автопогрузчики, автокары и тягачи с прицепами);
· гидравлический, канатный подвесной и конвейерный транспорт.
Общественный транспорт. Структура общественного транспорта приведена на рис. 7.
Рис. 7. Общественный транспорт
Во внутригородских перевозках пассажиров в России лидируют автобусы. В крупнейших городах также налажено трамвайное и троллейбусное сообщение. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий 7,6 тыс. км.
Самой протяжённой трамвайной сетью в мире располагает С-Петербург (более половины находится в аварийном состоянии).
В 7-ми крупнейших городах имеется метрополитен: Москве, С-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани.
Суммарная эксплуатационная длина путей метрополитена составляет более, чем 475 км. Вследствие развития многоэтажного строительства в крупных городах всё большее значение принимает такой вид транспорта, как лифт.