Бортовое оборудование – совокупность технических средств (агрегатов, приборов, машин и т.п.), устанавливаемых на борту ЛА. По своему назначению бортовое оборудование делится на следующие группы:
а) для обеспечения управляемого полета
- пилотажно-навигационное оборудование;
- радиотехническое оборудование навигации, посадки и управления воздушным движением;
- радиосвязное оборудование;
- электротехническое оборудование;
- светотехническое оборудование;
- гидравлическое оборудование;
- системы охлаждения ЛА;
- средства контроля работы силовой установки;
- бортовые информационные системы – система отображения информации, система сигнализации и т.п.;
б) для обеспечения жизнедеятельности экипажа и пассажиров
- система кондиционирования воздуха;
- кислородное оборудование;
- аварийно-спасательное оборудование;
в) для обеспечения безопасности полетов
- противообледенительная система;
- противопожарная система;
В авиации принято разделять приборное оборудование на датчики, индикаторы, приборы и сигнализаторы.
Датчик – измерительное устройство для выработки сигнала о текущем значении измеряемого параметра.
Индикатор – средство информации о количественном или качественном значении параметра.
Прибор – устройство, имеющее самостоятельное эксплуатационное значение и обеспечивающее измерение и индикацию параметра/параметров.
Сигнализатор – прибор, обеспечивающий отображение информации о соответствии или несоответствии параметра, системы или объекта требуемому значению или состоянию в виде визуальных, звуковых или тактильных сигналов.
Структурно аппаратура, машины и агрегаты на борту ЛА объединяются в системы, предназначенные для решения отдельных задач. Даже на небольшом ЛА их десятки. Отдельные системы могут объединятся в более крупные структурные образования – комплексы. Комплекс бортового оборудования – совокупность функционально-связанных систем, приборов, датчиков, вычислительных систем. Примеры комплексов: пилотажно-навигационный, обзорно-прицельный, разведки.
Все радиоэлектронное оборудование ЛА, независимо от принадлежности к той или иной из перечисленных групп, часто называют авионикой. Бортовые системы также относят к этой группе оборудования.
В частности, на пассажирских магистральных самолетах, таких как АН-140, Ту-204, Airbus А-320, Boeing 757, его можно представить как:
- системы первичной информации,
- радионавигационные и радиолокационные системы,
- радиосвязные системы,
- системы автоматического пилотирования,
- бортовые информационные системы,
- прочие пилотажно-навигационные системы.