Основные вопросы темы. 1. Конституционно-правовой статус и структура Федерального собрания

1. Конституционно-правовой статус и структура Федерального собрания.

2. Компетенция палат Федерального собрания.

3. Законодательный процесс.

1. Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное собраниеПарламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Это означает, что формой государства в Российской Федерации является представительная, т.е. опосредованная выборами парламентская
демократия и что принятие законов входит в исключительную компетенцию Парламента.

Рассмотрение полномочий палат Федерального собрания позволяет сделать вывод и о наличии у него определенных, хотя и ограниченных контрольных функций за деятельностью главы государства и исполнительной власти. К ним могут быть отнесены: принятие государственного бюджета, осуществление текущего контроля за его исполнением и утверждение итогов его исполнения Правительством, ратификация международных договоров, участие палат Федерального собрания в реализации кадровой политики Президента РФ, одобрение указов Президента о введении военного и чрезвычайного положения, решение вопросов о доверии
и недоверии Правительству РФ, возможность отрешения Президента РФ от должности, направление депутатских запросов в органы государственной власти и некоторые другие функции.

В соответствии со ст. 95 Конституции РФ Федеральное собрание
состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти этого субъекта. Государственная Дума
состоит из 450 депутатов. В силу установленного Конституцией РФ и федеральными законами порядка формирования палат Федерального собрания, при решении общефедеральных вопросов Государственная Дума представляет интересы населения страны, отдельных социальных групп
и общественных объединений, а Совет Федерации – интересы субъектов Федерации.

2. Значительная часть вопросов, входящих в компетенцию Федерального собрания, отнесена Конституцией РФ к исключительному ведению той или иной палаты Парламента. В то же время есть ряд вопросов, относящихся к совместному ведению палат Федерального собрания, по которым Конституция разграничивает полномочия между Советом Федерации и Государственной Думой. К таким вопросам относятся: принятие федеральных законов, федеральных конституционных законов, рассмотрение предложений о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; образование Счетной палаты для осуществления контроля за исполнением
федерального бюджета; осуществление процедуры отрешения от должности Президента РФ. Такое разделение компетенции создает определенную систему сдержек и противовесов внутри Федерального собрания, а следовательно, и между интересами, представляемыми палатами парламента.

Согласно ст. 102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации
относятся: утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного
и чрезвычайного положения, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами страны; назначение выборов
Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, а также заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка России, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, уполномоченного по правам человека; объявление амнистии;
выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

3. Законодательная функция является основной для Федерального
собрания в целом и для каждой из его палат. Реализация этой функции осуществляется в рамках законодательного процесса – специальным образом организованной деятельности уполномоченных на то государственных органов по разработке законодательных инициатив и их внесению в Парламент, рассмотрению законопроектов, принятию, одобрению, подписанию и официальному опубликованию законов.

Законодательная процедура, т.е. официальный порядок осуществления законодательного процесса, устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, регламентами палат Федерального собрания, а также решениями Конституционного суда РФ, касающимися вопросов законодательного процесса.

Общий порядок осуществления законодательного процесса и взаимодействия в его рамках уполномоченных органов и должностных лиц государственной власти содержится в ст. 104–108, а также 84 (п. г, д), 114 (ч. 1, п. а), 134, 135 (ч.2), 136 Конституции РФ. Конституция РФ устанавливает различные процедуры для федеральных конституционных законов и федеральных законов, конституционных поправок к гл. 3–8 и пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ.

Важным источником законодательной процедуры являются федеральные законы, например, о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных и федеральных законов, актов палат Федерального собрания. Федеральное законодательство устанавливает для отдельных видов законов особые процедуры их внесения, рассмотрения и принятия
в палатах Федерального собрания. Такие процедуры характерны, например, для законов о федеральном бюджете, о международных договорах Россий-
ской Федерации, а также для специального именного закона об автономной области или автономном округе.

Регламенты палат Федерального собрания занимают особое место
в системе источников законодательной процедуры. Так, в Регламенте
Государственной Думы устанавливаются условия внесения законопроектов в эту палату субъектами права законодательной инициативы, количество и назначение каждого из чтений законопроекта, порядок подготовки
и рассмотрения законопроектов в каждом из чтений, возможные виды принимаемых решений, характер и формы участия иных субъектов законодательного процесса в законотворческой работе Думы; кроме того,
определяется порядок повторного рассмотрения законов, принятых Государственной Думой, но отклоненных Советом Федерации или Президентом РФ. Здесь же регламентируется наработанная парламентской практикой такая форма совместной законодательной работы различных органов государственной власти, как специальные согласительные комиссии по
законам, отклоненным Президентом РФ.

В то же время, в соответствии с Конституцией РФ (ч. 4. ст. 101)
и процедурой его принятия, регламент каждой палаты устанавливает внутренний распорядок деятельности палаты и является ее внутренним документом. Между тем, например, в регламенте Государственной Думы
затрагиваются интересы практически всех органов государственной власти – субъектов законодательного процесса. В ряде случаев нормы регламента имеют по отношению к внешним субъектам обязывающий характер, т.е. выходят за пределы компетенции, отведенные Думе Конституцией.
Поэтому вопросы взаимодействия различных органов государственной власти в законодательном процессе требуют регламентации на уровне
федерального закона. Такой законопроект о порядке принятия федеральных конституционных и федеральных законов принят в настоящее время Государственной Думой в первом чтении.

Подробнее см.: 3–6.

Тема 11
Порядок формирования и организация деятельности палат Федерального собрания


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: