Текст 1.3. Происхождение религии, морали, общества поЗ. Фрейду

Ранняя травма — защита — латенция [скрытое протекание. — Авт./ — вспышка невротической болезни — частичное возвращение вытесненного. Так выглядела схема развития невроза, установленная нами. Теперь попросим читателя допустить предположение, что в жизни рода человеческого случилось нечто подобное происходившему в жизни индивида <...>.

История излагается чрезвычайно сжато, словно единовремен­но произошло то. что на самом деле растянулось на тысячелетия и в этот долгий период повторялось бесчисленное количество раз. Могучий самец был господином и отцом целой орды, неограничен­ным в своей власти, которой с жестокостью пользовался. Все осо­би женского пола — жены и дочери — собственной орды были его собственностью, как, видимо, и женщины, похищенные из других орд. Тяжкой была судьба сыновей; если они вызывали ревность отца, их убивали, или кастрировали, или изгоняли. Им было предназна­чено сосуществовать в маленьких общинах и добывать себе жен путем похищений; в этих общинах то одному, то другому удава­лось пробить себе дорогу на позицию, подобную позиции отца в первой орде. По естественным основаниям в исключительном по­ложении оказывались самые младшие сыновья, под защитой мате­ринской любви они пользовались старостью отца, а после его кон­чины могли заменить его. Считается, что отзвуки изгнания старших и выдвижения младших сыновей обнаруживаются в ле­гендах и сказках.

Следующий решающий шаг к изменению этого первого вида «со­циальной» организации, должно быть, состоял в том, что изгнан­ные, живущие общиной братья, объединились, победили отца и по обычаю того времени целиком съели его <...>.

Можно предположить, что после отцеубийства братья долго боролись друг с другом за отцовское наследство, добиться которо­го хотел каждый для себя одного. Понимание опасности и безус­пешности этой борьбы, память о совместном освободительном поступке и эмоциональные связи друг с другом, возникшие в пери­од изгнания, в конце концов привели к примирению между ними, к разновидности общественного договора. Возникла первая форма социальной организации с отказом от влечений, с признанием вза­имных обязательств, с учреждением определенных, объявленных нерушимыми (священными) институтов. Иными словами, с нача­лом морали и права. В идеале каждый индивид отказался от при­своения себе отцовского положения, от обладания матерью и сес­трами. Тем самым было установлено табу на инцест (запрет на кровосмешение. — Авт.] и требование экзогамии [вступление в брачные отношения исключительно с представителями другого кровно-родового коллектива. — Авт./... Память об отце пережила этот период «братского союза». Заменой отца было признано силь­ное, поначалу, видимо, еще и вызывающее страх животное <...>. С одной стороны, тотем считался физическим предком и ангелом-хранителем клана, его нужно было почитать и охранять, с дру­гой — устанавливался праздник, когда ему была уготована судь­ба, постигшая праотца. Все участники празднества сообща убивали и съедали тело... Это великое празднество в действительности было триумфом победы объединившихся сыновей над отцом.

Фрейд 3. Человек по имени Моисей и монотеистическая религия.— М., 1993. - С. 87, 92-94.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: