Текст 1.4. Религиозный взгляд на религию

Появление идеи Бога в человеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, действующий особым обра­зом на человека, и что человек способен при определенных условиях воспринимать эти действия Божьи.

Итак, на предварительный и общий вопрос: «Как возможна рели­гия?» — отвечаем: «Религия есть непосредственное опознание Божества и живой связи с Ним, она возможна благодаря религиозной одаренности человека, существованию религиозного органа, воспринимающего Боже­ство и Его воздействие. Без такого органа было бы, конечно, невозмож­но то пышное и многоцветное развитие религии и религий, какое мы наблюдаем в истории человечества, а также все ее своеобразие.

Однако возможность этого переживания обусловлена самим че­ловеком.

Адам лицезрел Бога в раю, пока был духовно чист. Ощущали Бога в сердце и его потомки, опять-таки в меру своей нравственной и духовной чистоты. Идея Бога передавалась и преемственно от по­коления к поколению, но ее жизнеспособность и действенность все­гда определялись степенью живого «контакта» души с Богом. Идея Бога в сознании человека может быть следствием воспитания, об­разования, однако действительно религиозной она становится лишь при условии личного обращения человека к Богу.

Какими же внутренними факторами обуславливается появление веры в Бога у человека, начало религии у него?

Первое условие — это искреннее искание истины, смысла жизни. Ибо ищущий свидетельствует тем самым, что он жив духовно. На­против, духовно умерший не ищет и, естественно, не находит. Гос­подь потому и не позволил ученику «прежде пойти и похоронить отца» своего, сказав: «Предоставь мертвым погребать своих мерт­вецов» (Лк. 9:59—60), — чтобы и ученик не умер духовно среди мер­твецов. Заповедь Христа Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7:7—8), — всегда остается первым и необходимым условием на пути к Богу.

Что же должно делать ищущему истину? Для него... остается только одна возможность — тщательно изучить религиозный путь, как единственно способный ответить на главный вопрос жизни: есть Бог или нет Его и, следовательно, есть жизнь вечная или смерть нео­твратимо царствует над человеком и миром? Этот путь и начина­ется с того, что можно обозначить в качестве второго условия.

Это условие — нравственная чистота ищущего. Желающий убе­диться в бытии Бога должен искать истину не только рационально, путем изучения и сопоставления различных мировоззрений, но соот­ветствующим образом и нравственно очищаться. Это предполагает осуществление в себе евангельской нравственности, а не общеприня­той или так называемой общечеловеческой. Евангельская нравствен­ность характеризуется следующими основными признаками:

1. Полным и чистосердечным раскаянием во всем том злом, не­справедливом и нечестном, что было совершено прежде, что ранит и убивает совесть и душу: раскаянием внутри себя, раскаянием перед обиженными мною, раскаянием перед священником, если душа уже позволяет сделать это.

2. Законом жизни должна стать решимость исполнить все те нравственные принципы и требования, которые содержатся в Но­вом Завете и которые сводятся к следующим словам апостола Иоан на Богослова: «Возлюбленные! Будем любить друг друга» (1 Ин. 4:7). Во всем же не исполненном по нравственному бессилию требуется опять чистосердечное раскаяние. Итак: исполнение и покаяние, покаяние и исполнение — вот начало христианской нравственнос­ти, открывающей Бога ищущему человеку, ибо только «чистые сер­дцем... Бога узрят» (Мф. 5:8).

Бескорыстное искание истины, осуществление в меру всех сво­их сил евангельской нравственности, изучение Священного Писания, главным образом Нового Завета, творений святых отцов и автори­тетных подвижников и учителей Церкви, посещение богослужений и искреннее обращение с молитвой к еще неведомому Богу: «Госпо­ди, если Ты есть, откройся мне грешному и немощному», — непре­менно получит ответ.

Эти условия, конечно, являются лишь самыми первыми шагами на пути к Богу, личному переживанию Его. Однако только благода­ря им и возможно зарождение в человеке того, что в полном и ис­тинном смысле именуется верой ц религией.

Естественно, уверенность в бытии Бога или, тем более, «чего-то сверхъестественного» еще не делает человека религиозным, тем более, членом Церкви. Необходимо знание основ православной веры и вытекающих из них принципов духовной жизни, следование кото­рым только вводит христианина в таинственный (в отличие от внешнего) мир Церкви. Однако сегодня путь в этот мир для челове­ка, находящеюся в условиях современного религиозного плюрализма, значительно сложнее, чем прежде, когда основной выбор происходил обычно между атеизмом и религией (под которой, как правило, под­разумевалось Православие).

Сегодня, даже поверив в Бога, человек должен еще избрать рели­гию. А убедившись в истинности христианства, то есть Христа и Его Евангелия, христианин останавливается перед еще более тон­ким и сложным вопросом — оценки христианских конфессий (ка­толичества, протестантизма...), требующей беспристрастного изучения истории Церкви, ее веры и аскетического опыта до раско­ла в XI веке, чтобы увидеть и неправду католицизма, с его гордое-тными притязаниями на абсолютную власть в Церкви и глубоким повреждением в нем понимания духовной жизни, и рассудочную об-мирщенность протестантизма, и мистическую беспочвенность, а часто и откровенный синкретизм современных бесчисленных сект, — увидеть все это, чтобы вполне осознанно и свободно при­нять Православие.

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. — М., 1997. — С. 20—23.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: