Текст 1.2. Натуралистическая теория происхождения религии французских просветителей

Если мы хотим понять сущность наших представлений о боже­стве, то должны будем признать, что словом Бог люди всегда обо­значают наиболее скрытую, далекую и неизвестную причину наблю­даемых ими явлений; они употребляют это слово лишь в тех случаях, когда перестают разбираться в механизме естественных и известных им причин; утратив из виду последовательность и связь этих причин, они прекращают свои поиски; чтобы покончить с затруднениями, называют богом последнюю причину, т. е. ту, ко­торая находится за гранью всех известных им причин; таким об­разом, они дают лишь туманное название некоторой неизвестной причине, перед которой останавливаются под влиянием лености мысли или ограниченности своих познаний <...>.

Невежество, тревоги, бедствия всегда были источником первых представлений людей о божестве. Отсюда ясно, что представления эти должны, были быть ненадежными или ложными и во всяком случае горестными. Действительно, куда бы мы ни устремили свой взор: на скованный холодом север, знойные области юга или более умеренные пояса, — мы повсюду увидим трепещущие народы, которые под влия­нием своих страхов и несчастий создали себе национальных богов или стали почитать чужих, заимствованных из других мест. Представление об этих могущественных силах всегда соединялось с представ­лением о страхе; их имя всегда напоминало человеку его собственные бедствия или бедствия его предков: мы трепещем теперь потому, что наши предки трепетали тысячи лет тому назад. Представление о божестве всегда вызывает в нас горестные мысли: если мы станем доискиваться источника наших теперешних страхов и мрачных мыс­лей, возникающих в нашем уме всякий раз, когда при нас произносят имя бога, то найдем, что причиной этого являются потопы, всякого рода перевороты и катастрофы, которые уничтожили часть челове­чества и повергли в ужас несчастных, уцелевших от всеобщего разру­шения; эти последние передали нам свои страхи и составленные ими мрачные представления о причинах их тревог, или богах.

Если боги народов были порождены посреди тревог, то точно так же посреди страданий каждый отдельный человек сотворил для само­го себя некую неведомую силу. Человек, испытывающий какое нибудь несчастье или неприятное ощущение, не умеет объяснить их из-за незнания естественных причин и способа их действия. Возникающие внутри него и вопреки ему движения: болезни, страдания, страсти, тревоги, болезненные изменения, испытываемые его организмом, при­чины которых он не знает, наконец, смерть, вид которой так стра­шен для привязанного к жизни существа, — все эти явления представ­ляются ему сверхъестественными, так как противоречат его природе; поэтому он приписывает их какой-то могущественной причине, ко­торая, несмотря на все его усилия, располагает им по своему произво­лу. Его воображение в отчаянии от кажущихся неизбежными бедствий немедленно создает ему какой-нибудь призрак, перед которым он не перестает трепетать в сознании своей собственной слабости. Тогда, скованный страхом, он начинает печально размышлять о своих стра­даниях и в трепете изыскивает средства устранить их, обезоружить гнев преследующего его призрака. Так в мастерской печали несчаст­ный человек создает призрак, из которого он делает себе бога.

О неизвестных нам предметах мы всегда умозаключаем по тем вещам, которые в состоянии познать. Человек по аналогии с самим собой приписывает всякой воздействующей на него неизвестной при­чине волю, ум, намерения, планы, страсти — одним словом, каче­ства, подобные его собстве Так невежество и слабость чело­века делают его суеверным.

Даже и в наше время мало людей с достаточным вниманием изу­чает природу или знакомится с физическими причинами и вызыва­емыми ими следствиями. Это невежество было, несомненно, еще зна­чительнее в отдаленные времена, когда по-детски незрелая человеческая мысль не достигла благодаря опыту того прогресса, ко­торый мы наблюдаем в ней теперь...

Гольбах П.-А. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного // Избр. произведения: В 2 т. — М., 1963. — Т. 1. - С. 360-363, 368.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: