Сущность инноваций и инновационной деятельности

Экономическая сущность инноваций и инновационной деятельности

План лекционного занятия

1.Сущность инноваций и инновационной деятельности

2.Классификация инноваций

3.Сущность инновационного предпринимательства

Практическое занятие

1.Роль инноваций в экономике

2.Субъекты и объекты инновационной деятельности

3.Особенности инновационной деятельности предприятия

СРС

1.Сущность, классификация инноваций

2.Инновационные проекты, реализуемые на территории Республики Казахстан

Сущность инноваций и инновационной деятельности

В связи с циклическим развитием цивилизации и интенсификацией НТП возникает необходимость в осуществлении инновационной деятельности, посредством внедрения инноваций.

Инновации –

Инновация – это объект, внедренный в различные сферы жизнедеятельности человека, полученный в результате проведенного научного исследования или открытия, отличающийся от предыдущих аналогов принципиально новыми качествами и свойствами, приводящий к изменениям в сферах деятельности, обеспечивающий удовлетворение существующих потребностей на рынке и приводящий к получению субъектами рынка экономической выгоды.

В результате проведенного исследования теоретических разработок в сфере инновационного предпринимательства целесообразно сгруппировать существующие варианты определения инноваций. Для более полного и удобного анализа рассмотренные значения инноваций дополнены автором и сведены в таблицу.

Таблица – 1 Эволюция взглядов на определение понятия «инновация»

Автор Название Издание Понятие «инновация» Примечание
1Й.Шумпетер Теория Экономичес-кого развития М.:Прогресс, Изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организа-ции в промышленности Не учтена возможность внесения изменений в качественный и количественный состав кадров, не указана обязательность повышения эффективности производства
2.Хартман Хауштайн. Letung industrieller Forchung und Entwicklund Берлин, 1979 Внедрение в практику, осуществление и использование идеи, предложения, научно-исследовательского решения, модели Не прослежено движение идей до рынка, возможность изменения в структуре организации, в составе кадров, обязательная эффективность принятой идеи
3.В.П.Лапин. Социальные аспекты управления нововведе-ниями Таллин, 1981 Комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей Не рассмотрена инновация как конкретный материальный объект, организационно-управленческие, социальные и другие инновации
4.Ф.Валента. Управление инновациями М.:Прогресс, 1985 Изменение в первоначальной структуре производственного механизма, т.е. переход его внутренней структуры к новому состоянию: касается продукции, технологии, средств производства, и др. Не оговорена возможность использования новых видов сырья, новых рынков сбыта. Отмечена вероятность отрицательных последствий, лишающих инновацию смысла.
5.Т.Брайн. Управление научно-техническими нововведениями М.:Экономи-ка, Процесс, в котором интеллектуальный товар – изобретение, информация, ноу-хау или идея приобретает экономическое содержание Необходимо отметить, что обязателен положительный эффект, а также, то, что идея должна быть реализована на рынке
6. Л.Водачек. Стратегия управления инновациями на предприятии М.:Экономи-ка, Целевое изменение в функционировании предприятия как системы (количественное, качественное, но в любой сфере деятельности предприятия) А также: новое сырье, новые виды товаров и услуг, новые рынки сбыта и эффект от внесенных изменений
7. Б.Санто. Инновация как средство экономического развития М.:Прогресс, 1990 Общественный, технический, экономический процесс, практическое использование идей, изобретений, которое приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, ориентировано на экономическую выгоду, прибыль, добавочный доход, охватывает весь спектр видов деятельности – от исследований и разработок до маркетинга Не рассмотрено движение продукции по рынку. Не учтены производственные кадры, производственные и транспортные средства, структура производства
8. Э.А.Уткин. Инновационный менеджмент М.:Акапис, 1996 Объект, внедренный в производство в результате проведения исследования, отличный от предыдущего аналога; характеризуется более высоким технологическим уровнем, новыми потребительскими качествами по сравнению с предыдущим продуктом; производственная, организационная, финансовая, и другие сферы, обеспечивающие экономию затрат. Не прослежен выход «объекта» на рынок
9.Ф.Никсон. Инновационный менеджмент М.:Экономика, 1997 Совокупность технических, производственных, коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных процессов и оборудования. До проведения перечисленных мероприятий, должна зародиться идея, которая и приведет к необходимости осуществления следующих действий, также следует учесть возможность использования новых видов сырья
10.В.Медынский. Инновационное предпринима-тельство М.: ИНФРА-М, Общественный, технический, экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров и технологий путем практического использования нововведений Товары должны быть реализованы на рынке
11.П.Завлин. Инновационный менеджмент СПб.: Наука, 1997 Использование в любой сфере общества, результатов интеллектуальной деятельности для совершенствования процесса деятельности или его результатов (производство, экономические, правовые, социальные отношения, область науки, культуры, образования и другие сферы деятельности общества) Такое использование должно привести к получению экономической выгоды через реализацию на рынке
12.С.Валдайцев. Оценка бизнеса и инноваций М.:Филин, 1997 Освоение новой продуктовой линии, основанной на специально разработанной новой технологии, которая способна вывести на рынок продукт, удовлетворяющий существующие на нем потребности Не отмечены управленческие, социальные, информационные инновации, не рассмотрен путь от идеи до выхода на рынок, изменения в составе кадров и структуре производства.
13.Р.Фатхутди-нов. Инновационный менеджмент М.: Бизнес -школа, 1998 Конечный результат внедрения новшества (результаты фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой - либо сфере деятельности по повышению эффективности) с целью изменения объекта управления и получения различных видов эффекта До проведения перечисленных мероприятий, должна зародиться идея, которая и приведет к необходимости осуществления следующих действий. Рассмотренная позиция узка, так как целью инновации является изменение подсистем управления
14.Р.М. Айтмамбетов Предпринимательство в инновационной сфере – поиск направлений деятельности. Деловой мир Казахстана. № 4/5, 1998 Процесс организации работ по генерированию инновационной идеи и созданию технико-технологических возможностей, ориентированных на совершенствование потребительских свойств, снижение себестоимости и улучшение других характеристик изделия, по оптимизации соответству-ющего технологического процесса в целях получения коммерческой прибыли Не рассмотрены организационно-управленческие, социальные и другие инновации
15. У.Б. Баймуратов Национальная экономическая система. А.: Гылым, 2000 Изменения в производстве могут относиться к тех-нике и технологии, фор-мам организации произ-водства и управления Не прослежен путь от идеи до ее реализации на рынке
  А.К. Кантарбаева Предпринимательство: институционально-эволюционный подход. А.: Раритет, 2000   Комплексный процесс создания, распространения и использования новшества, связанного с получением новых продуктов, использованием новых материалов, технологий, проведением новой организации   Не оговорен рынок сбыта
Р.С. Каренов. Сущность и содержание инновационного менеджмента Азия.: ЭиЖ., 1998. - №7, №8 Практическое осуществление качественно новых решений, суть стратегии и содержания стратегии предприятия Не затронуты вопросы по возможностям использования инноваций
       

Таким образом, обобщая данные, полученные в процессе анализа теоретических разработок по проблемам инноваций можно сделать следующие выводы.

Инновации можно рассматривать в зависимости от объекта и предмета исследования следующим образом:

- как процесс (Б.Твисс, А,Койре, И.П.Пинингс, В.Раппопорт, Б.Санта, Г.М.Гвиашини, В.Л.Макаров, Р.М. Айтмамбетов, А.К. Кантарбаева и др.);

- как систему (н.И.Лапин, Й.Шумпетер, С.Б. Абдыгаппарова);

- как изменение (Ф.Валента, Ю.Яковец, Л.Водачек, У.Б. Баймуратов и др.)

- как результат (А.Левинсон, С.Бешелев, Ф.Гурвич, Р.Фатхутдинов, Р.С. Каренов и др.).

Необходимой становится попытка дополнить определения инноваций собственным, с учетом общенациональных и региональных аспектов.

Инновация – это объект, внедренный в различные сферы жизнедеятельности человека, полученный в результате проведенного научного исследования или открытия, отличающийся от предыдущих аналогов принципиально новыми качествами и свойствами, приводящий к изменениям в сферах деятельности, обеспечивающий удовлетворение существующих потребностей на рынке и приводящий к получению субъектами рынка экономической выгоды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: