Лекция 18
Основные понятия корпоративных информационных систем.
1. Понятие информационной системы (ИС) и ее роль в управлении организацией (предприятием). Эволюция информационных систем.
2. Архитектура ИС, типы архитектур. Классификация ИС.
3. Корпоративные информационные системы (КИС). Принципы организации, структура и требования к КИС.
Понятие информационной системы (ИС) и ее роль в управлении организацией (предприятием). Эволюция информационных систем.
Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.
Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
|
|
Информационная система (ИС) – взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.
В нормативно-правовом смысле ИС определяется как организационно упорядоченная совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Основная цель функционирования ИС: обеспечение компании сохранение достигнутого уровня конкурентоспособности или создание конкурентного преимущества.
Основные задачи ИС:
На стратегическом уровне: обеспечение высшего руководства информацией о долгосрочных тенденциях в развитии бизнеса, лучших технологиях, продуктах, методах управления и способах изменения бизнеса – получаемой извне организации. Кроме того, ИС представляют возможность на базе аналитических моделей оценивать различные варианты развития бизнеса.
На управленческом уровне: максимально быстрое обеспечение качественной информацией среднего и высшего звеньев руководства, подготовка оперативных отчетов и докладов в соответствии с регламентом и по конкретному поводу – получаемой изнутри организации, разработка новых продуктов, подготовка, регистрация и контроль за исполнением документов внутри организации.
На операционном уровне: качественное и быстрое выполнение рутинных, часто повторяющихся операций.
Эволюция информационных систем
Эволюция информационных систем (таблица 18.1), связанная с характером развития технических средств обработки информации и достоинств информационных систем.
|
|
Таблица 18.1
Изменение подхода к использованию информационных систем
Период времени | Концепция использования информации | Вид информационных систем | Цель использования |
1950 – 1960 гг. | Бумажный поток расчетных документов. | Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических и бухгалтерских машинах | Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты. |
1960 – 1970 гг. | Формирование отчетов | Информационные системы управления | Ускорение процесса подготовки отчетности |
1970 – 1980 гг. | Управленческий контроль | Системы поддержки принятия решений. Системы для высшего звена управления | Выработка наиболее оптимального решения |
1980 – настоящее время | Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество | Стратегические информационные системы. Автоматизированные офисы | Обеспечение выживания и процветание организации |