Обогащение словарного запаса учащихся

В школьной методике выделяют две цели обогащения словарного запаса школьников: 1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов; 2)обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами. Количественное расширение запаса состоит в постепенном прибавлении к имеющимся ловам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается в уточнении лексического значения известных детям слов. Особую сторону количественно-качественного совершенствования составляет работа над новыми значениями известных многозначных слов.

Первая названная цель предполагает работу в сторону парадигматического направления, т. е. работу над словом и его семантическими полями, обучение умению пользоваться известными и новыми словами в речи, показ сфер употребления слов, раскрытие сочетаемости слов с другими словами.

Раскрытие второй цели составляет синтагматическое направление, т.е. работу над точностью и целесообразностью употребления слов в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля создаваемого текста.

Содержание по обогащению словарного запаса в школе специфично. Оно представляет собой определённый список слов (словник), значение которых должно быть разъяснено детям. При отборе слов для словников учитывалось два момента: 1)смысловая ценность слов; 2) их грамматико-орфографическая сложность. Первый подход к отбору слов составляет семантическое направление в словарной работе, которое объединяет словарно-семантическую и словарно-стилистическую работу над словом. Эта работа и составляет основу обогащения словарного запаса учащихся.

К словарно-семантическим упражнениям относятся упражнения предназначенные для закрепления в сознании школьников семантики слов, запоминания семантического поля и для показа лексической сочетаемости этого слова. это следующие виды упражнений: составление 1) словосочетаний, отражающих типичную лексическую сочетаемость слов; 2)предложений; 3)тематических или лексико-семантических групп слов; 4) парадигмы слова, а также узнавание слова по его семантическому определению, написание творческого диктанта и сочинения по опорным словам.

Основным методом работы над новыми словами является приём семантизации. Семантизация – это превращение незнакомого звукокомплекса в слово-знак, которое производит учитель с помощью специальных методических средств. Выделяют следующие приёмы семантизации:

- Семантическое определение – это совместная работа учителя и учеников, направленная на подбор и составление развёрнутого толкования лексического значения (через родо-видовые отношения, через синонимы, через более общие понятия и т.д.).

- Структурно-семантическая мотивация – это также составление определения, но у слов с прозрачной внутренней формой. Толкование лексического значения строится на основе семантики исходного слова и словообразовательной морфемы, с помощью которой образовано производное слово (ельник).

-Сопоставление с известным словом – состоит в использовании синонимов и антонимов. При использовании данного приёма семантизации представление о слове у учеников складывается самое общее, не самое точное: например, тайфун – это сильная буря.

- Наглядность как приём семантизации состоит в показе реалии самого предмета (муляж, макет, рисунок). Приём подходит для толкования слов с конкретным значением.

-Контекст как приём семантизации тоже обеспечивает лишь общее представление о слове. При этом в контексте должно быть опорное слово, которое поможет определить значение неизвестного слова: Рыбаки вышли в море ловить тунцов.

Для обогащения словарного запаса большое значение имеет также умение пользоваться толковым словарём.

Работа по обучению пользоваться толковым словарём ведётся рассредоточенно на уроках по лексикологии: например, при работе над словом, его лексическим значением вводится понятие толковый словарь, словарная статья, при работе над разными группами слов происходит знакомство с теми или иными пометами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: