При исследовании данного компонента моторной сферы изучается уровень развития функций кистей и пальцев рук. В методику обследования тонкой моторики рук включены пробы II II. Озерецкого (1930), некоторые нейропсихологические мето-ДИ ки А.Р. Лурия (1962,1969) и другие методики, модифицирован-и (.и; с учетом возраста и особенностей исследуемого нами контингента детей.
Для оценки данного компонента двигательной сферы исполь-
■уются 20 проб, которые предъявляются детям обеих возрастных
подгрупп (дошкольникам и младшим школьникам). В шести про-
гип и структура одни и те же для той и другой возрастной кате-
1 (Удержание проб приведено в «Схеме к л инико-педагогического обсле-шия детей с нарушениями звукопроизношения, осложненными анатомическими деформациями органов артикуляции» (см. Приложение 2).
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
гории испытуемых, но с учетом возраста усложняются условия выполнения и содержания заданий1.
|
|
При изучении тонкой моторики учитываются следующие параметры:
• кинестетическая основа организации движений (статическая
координация или праксис позы руки) - пробы № 1-4;
• кинетическая основа организации движений (динамическая
координация) - пробы № 5-7;
• реципроктная координация - пробы №° 8,16;
• оптико-пространственная координация - пробы № 6, 9-12;
• конструктивный праксис - пробы № 13, 14;
• ритмичность движений - проба №19;
• конфликтная двигательная деятельность (выполнение сложных
двигательных программ и реакция выбора) - пробы №17,18;
• двигательная память - пробы № 5,17;
• скорость движения рук - пробы № 15,16;
• наличие или отсутствие синкинезий - параметр, учитываю
щийся при выполнении всех проб;
• переключаемость движений - параметр, учитывающийся
при выполнении всех проб;
• дифференциация движений - параметр, учитывающийся
при выполнении всех проб;
• двигательная ловкость - параметр, учитывающийся при вы
полнении всех проб;
• точность движений - параметр, учитывающийся при выпол
нении всех проб.
Материал всех заданий предлагается испытуемым с помощью показа образца выполнения и по речевой инструкции.