Просодической стороны речи и фонематических процессов при логопедическом обследовании речевой деятельности детей

Обследование речевой функции у детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи и анатомические деформации органов артикуляции, проводится по общепринятым в логопедии методи­кам с учетом возрастных особенностей исследуемого контингента детей.

В схему логопедического обследования для всех возрастных категорий детей включается углубленное изучение состояния:

• звукопроизношения;

• речевого дыхания;

• просодической стороны речи;

• фонематических процессов (фонематического восприятия, зву­
кового анализа и синтеза, фонематических представлений).
Также учитывается состояние следующих компонентов рече­
вой деятельности:

• слоговой структуры слова;

• лексического запаса;

• грамматического строя речи;

• словообразовательных процессов;

• понимания лексико-грамматических отношений;

• связной речи.

У младших школьников оценивается уровень развития язы­кового анализа и синтеза, а также навыков письма и чтения.

Мы подробно остановимся на методике обследования четырех, наиболее интересующих нас компонентов речевой деятельности.

При исследовании состояния фонетической стороны речи оценивается произнесение гласных и согласных звуков:

• в различных условиях: изолировано, в слогах (открытых, зак­
рытых, со стечением согласных), в словах, во фразах, в тексте;

• в различных позициях: в начале, в середине и в конце слова,
а также в словах, в которых исследуемый звук встречается в
стечении согласных или повторяется. Используются слова с
различной слоговой структурой.


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

Уровень сформированное™ звукопроизносительных навы­ком выявляется в отраженной, сопряженной и самостоятельной |н ми детей. (Часть материалов, используемых нами для обследо-1Я, представлена в специальной таблице, помещенной в При-

.... гний 3.)

В рамках диагностического обследования определяется харак­тер ни рушения произношения гласных и согласных звуков: отсут-■ мин", замена на другие звуки, искаженное, дефектное произно-ио, назализованность ротовых и неназализованность носовых

<)В.

I Гри исследовании дыхательной функции:

• учитывается тип и вид физиологического дыхания:
а) носовое, ротовое, смешенное;

G) ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное/ нижнереберное, смешенное;

• оцениваются возможности речевого дыхания (по результатам
произношения на едином выдохе фразы, состоящей из 3-4
слов - для детей от 5 до 6 лет; 4-5 слов - для детей от 6 до
7 лет; 5-7 слов - для детей от 7 до 8 лет; 7-9 слов - для детей
от 8 до 9 лет), его длительность и интенсивность, ритмичность,
синхронность.

Состояние голосовых функций и просодических компонен-14 <>ч (мелодико-интонационной и темпо-ритмической организа­ции) речи оценивается в процессе общения (беседы) с детьми.

При определении состояния голосовых функций отмечают-

к'дующие особенности голоса:

• нормальный, чрезмерно тихий, чрезмерно громкий;

• способность модулировать голос по высоте и силе;

• тембр (учитываются особенности тембра голоса в случае па­
тологии: глухой, сдавленный, хриплый, резкий, фальцет на
фоне грудного регистра, напряженный, дрожащий, наличие
или отсутствие носового оттенка - назализация).
Помимо этого дается характеристика просодической органи-

шции звукового потока, включающей:

мелодико-интонационную сторону речи (сохранна; наблюда­
ется слабая выраженность голосовых модуляций (голос мо­
нотонный, маломодулированный); отмечается отсутствие го-


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

лосовых модуляций (голос немодулированный); выявляется нарушение интонационного оформления речи);

темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный);

ритм речи (нормальный, дисритмия);

паузацию (правильность расстановки пауз в речевом потоке);

выразительность, объединяющую следующие компоненты:

— тембр (эмоциональную окраску высказывания);

— интонирование (способность употреблять основные виды
интонации: повествовательную, восклицательную, вопро-

. сительную);

— употребление ударения (словесного, логического).
Исследование фонематических процессов включает несколь­
ко аспектов.

1. При изучении состояния фонематического восприятия оцениваются:

• способность различать и опознавать на слух фонемы (на осно­
ве заданий по выделению заданного звука из звукового ряда;
слогов с заданным звуком из слогового ряда; слов с заданным
звуком из словесного ряда или из фразы (предложения); за­
даний по определению наличия или отсутствия заданного зву­
ка в слове);

• слухо-произносительная дифференциация звуков речи,

— несмешиваемых в произношении (при помощи заданий, по
строенных на основе слогового и словесного материала тип
«па-ба-па», «па-та-ка», «почка-бочка», «дачка-тачка»,
«сова-софа», «мышка-мишка»);

— смешиваемых в произношении (при помощи заданий, по­
строенных на основе слогового и словесного материала типа
«сы-ши-сы», «ла-ра-ла», «лак-рак», «миска-мишка»,
«шар-жар», «коза-коса», «кашка-каска»;

• слуховая дифференциация правильно и искаженно произ­
несенных звуков (способность отследить собственные де­
фекты в момент говорения; распознавание дефектов, ана
логичных собственным, в чужой речи; распознавание де
фектов в собственной речи, воспроизведенной через магни
тофон).


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

'.*.. Выявление способности к фонематическому анализу и син- ■ <// иключает:

• оценку состояния фонематического анализа, осуществляю­
щуюся на основе заданий, направленных на:

определение места ударного гласного в слове (в начале, в середине, в конце) - «В каком месте в слове КОШКА ты слышишь звук [О]?»;

выделение ударного гласного в начале слова - «Какой звук стоит в начале слова УТКА?»;

■ определение места заданного согласного звука в слове (в начале, в середине: между гласными или в стечении соглас­ных, в конце) - «В каком месте в слове РЫБА ты слышишь звук [Б]?»;

определение согласного звука по месту в слове (в начале: перед гласными или в стечении согласных; в середине: между гласными или в стечении согласных; в конце: пос­ле гласных или в стечении согласных) - «Какой согласный звук стоит в конце слова ГИМНАСТ?»; определение места звука в слове по отношению к другим звукам — «Какой звук стоит перед звуком [Т] в слове ПА­СТА?»;

• оценку состояния фонематического синтеза, осуществляю­
щуюся на основе заданий, направленных на:

— составление слов из последовательно предъявляемых (с оп­ределенным интервалом) звуков - «Составь слово из зву­ков [Л], [У], [Ж], [А]».

3. Изучение уровня фонематических представлений осуще-i-плетется при помощи заданий типа:

• нахождение картинки или предмета, в названии которых есть
ладанный звук;

• подбор слов с заданным звуком;

• составление словосочетания или/и предложения, все слова ко­
торого начинаются на заданный звук;

• определение звука, преобладающего в словах предъявляемой
фразы (предложения, текста).

Помимо углубленного изучения ранее названных компонен-чн речевой деятельности учитываются и другие аспекты.




Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Исследование состояния восприятия и понимания речи пи водится в процессе беседы, а также при выполнении детьми сп циальных заданий, состоящих из нескольких последователь! данных инструкций. Кроме этого детям предлагаются задани] включающие метафорические выражения (для дошкольников! наиболее часто употребляемые фразеологические обороты (дли младших школьников): «Объясни, что означает выражение РУКИ КАК ЛЕД (ЛЕДЯНЫЕ)?» (ЗИМОЙ ДЕРЕВЬЯ СТОЯТ В БЕЛЫМ ШУБАХ; ОСЕНЬЮ ДЕРЕВЬЯ ВСЕ В ЗОЛОТЕ; НЕЛЬЗЯ ЕЗДИТИ В АВТОБУСЕ ЗАЙЦЕМ и т.п.), «Как ты понимаешь выражешЯ ПЛЕСТИСЬ КАК ЧЕРЕПАХА?» (БЕЖАТЬ ВО ВЕСЬ ДУХ; ПОШ| СТЬСЯ НА УДОЧКУ; ВЕШАТЬ ЛАПШУ НА УШИ и т.п.).

При изучении способности к воспроизведению звуко-слогов структуры слова детям предъявляются предметные и сюжетщ картинки, включающие слова с простой и сложной слоговой стру турой, предлагаются для повторения вслед за педагогом фраз чистоговорки и рифмовки, содержащие слова с простой и слоч ной звуко-слоговой структурой - например, «Милиционеры заде жали в электричке хулигана», «Балерина благодарила аплодир ющих ей зрителей», «Полотер Поликарп Поликарпович перекв лифицировался в паркетчика» и т.д.

При исследовании лексического запаса дается характерист; ка пассивного и активного словаря (объем словаря, точность пон мания и употребления слов, замены слов по различным приза кам, соответствие словарного запаса возрасту).

Изучается качественный и количественный состав:

• словаря существительных (предметного словаря по лексич
ким темам в соответствии с программными требованиями об
чения и воспитания дошкольников и младших школьнике
например, знание названий профессий, частей целого и т.д
запаса обобщающих понятий и т.д.);

• глагольного словаря (знание бытовых и профессиональны!
действий, а также действий, совершаемых в окружающе
мире);

• словаря прилагательных (знание основных цветов и оттенко!
качеств предметов, животных и людей и т.д.);

• словаря антонимов, включающего разные части речи;


J

Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

варя синонимов, представляющего различные части речи; ласа употребляемых предлогов и союзов. Таким образом, определяются следующие факторы: количе-

.. iii и качественный состав активного и пассивного словаря,

in. иладения значениями лексических единиц, характер лек-• i их ошибок. При обследовании грамматического строя речи:

• дается характеристика употребляемых ребенком предложе­
ний (двухсловные, трехсловные и т.д.; наличие в речи слож­
носочиненных и сложноподчиненных предложений);

• изучается состояние процессов словоизменения (употребле­
ние предложно-падежных и союзных конструкций, согласо-
кание существительных и прилагательных в роде, числе и
падеже, согласование числительных и существительных в
числе и падеже, дифференциация глаголов единственного и
множественного числа настоящего времени, дифференциация
глаголов совершенного и несовершенного вида, согласование
существительных и глаголов прошедшего времени в числе и

роде);

• оценивается состояние процессов словообразования (образо-
па ние уменьшительно-ласкательных форм существительных
и качественных прилагательных, прилагательных от суще­
ствительных, названий детенышей животных, названий про­
фессий женского рода).

Таким образом, выявляются следующие аспекты: уровень

и чтя грамматическими средствами в самостоятельной речи,

пень понимания грамматических единиц и конструкций, сте-

Нинь обучаемости грамматическому оформлению языковых и ре-

•и них единиц, характер грамматических ошибок.

При изучении состояния связной речи оцениваются:

• умение составлять рассказ по одной или серии сюжетных кар­
тинок;

• умение составлять рассказ-описание предмета или явления;

• навык пересказа прослушанного или самостоятельно прочи­
танного текста (без опоры или с опорой на одну или серию сю­
жетных картинок);



Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

• навык составления творческого рассказа (задание, предъя ляемое в младшем школьном возрасте) по теме, предложен ной педагогом.

В рамках логопедического обследования выявляется состоя ние речезрительных функций, которое у дошкольников и млад ших школьников изучается по единой схеме, но с применением различных видов проб, содержание и сложность которых завися»! от возраста и требования учебных программ. У дошкольников в младших школьников определяется:

• знание печатных и рукописных букв (узнавание и называний
букв, предъявляемых вразнобой); _

• узнавание фигур (для дошкольников) или букв (для младшия
школьников) в сложных условиях («зашумленных» фигур и
букв; изображенных пунктиром; недописанных; правильно и
неправильно (зеркально) написанных и стилизованных букв) i

• узнавание фигур/букв, наложенных друг на друга;

• узнавание фигур/букв, сходных по начертанию, предъявля-]
емых изолировано или в фигурном/буквенном ряду;

• возможность воспроизведения изолированных фигур/букв^
рядов фигур/букв, сходных по начертанию;

• способность конструировать и реконструировать фигуры, а
также печатные и письменные буквы из составляющих их эле­
ментов.

При изучении речевой деятельности младших школьников в схе-| му обследования включается изучение навыков языкового анализа.

• Анализ состава предложения предполагает определение ко­
личества, последовательности и места слов в предложении. 1

• Слоговой анализ и синтез предусматривает:

— определение количества слогов в предъявленном слове;

— отбор картинок, в названиях которых есть заданное коли­
чество слогов;

— произношение ребенком слитно слова или предложения, '
предъявляемых ему по слогам.

Исследование процесса чтения у младших школьников вклю­чает:

• определение характера чтения слогов (простых и со стечени­
ем согласных), слов - односложных, двусложных, многослож­
ных (простых и сложных по звуко-слоговой структуре),


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

111 м -Д.И < >жений (простых нераспространенных, распространен-

, сложносочиненных, сложноподчиненных), текстов; i'ii icy понимания прочитанных слов, предложений, текстов; • п|«-деление скорости чтения;

мявление способа чтения: побуквенное, послоговое, словес­но фразовое чтение.

При исследовании процесса письма у младших школьников в

виде письменных работ (списывание, письмо под диктов-

пиой диктант, изложение, сочинение) определяется коли-

|н> и характер ошибок. В рамках данного блока обследования

предъявляется как нейтральный речевой материал, так и

i мил (предложения и тексты), включающий слова со звуками,

i м м> произносимыми конкретным учеником, или слова со зву-

и«' дифференцируемыми конкретным учеником на слух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: