Как показывает практика, у детей, имеющих нарушения фо-ч гс кой стороны речи и анатомические деформации органов арии i, и и на фоне достаточной сформированности лексико-грам-чес кого строя, структура речевого дефекта напрямую зависит "| |>ида факторов:
• от сохранности или нарушения иннервации периферическо
го аппарата речи (фактор, о котором логопед может судить на
основе заключения детского невропатолога (или психоневро
лога) и собственных наблюдений по наличию или отсутствию
неврологической симптоматики в артикуляционной муску
латуре, а также по степени ее выраженности);
• < иг степени сформированности артикуляторного праксиса (про
извольных целенаправленных артикуляционных движений);
" от уровня развития фонематических процессов (особенно от сформированности фонематического восприятия);
• от вида и тяжести аномалий строения артикуляционных ор
ганов.
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
Логопедическое заключение после проведенного обследова ния логопед формулирует только с учетом общего неврологического и речевого диагнозов, поставленных детским невропатологом*
|
|
У детей исследуемого нами контингента недостатки фонети-i ческого оформления речи при отсутствии неврологической симп-J томатики и, следовательно, при сохранной иннервации артикуля^ ционного аппарата речи свидетельствуют о таком речевом нару-j шении, как дислалия. (Это может быть либо органическая дисла лия, либо комбинация органической дислалии с функциональна фонематической1.)
При дизартрии (легкой и средней степени выраженности) наи-> более часто выявляется псевдобульбарный синдром - наличие cna-j стического пареза (разной степени тяжести) в речевой мускулату ре. Наблюдаются нарушения подвижности и тонуса в различный группах артикуляционных мышц2.
В мимической мускулатуре отмечаются асимметрии, сгла женность одной или обеих носогубных складок, опущение одног из углов рта (в состоянии покоя), перекос рта в сторону при улыб ке, плаче, в процессе говорения, при выполнении специальны диагностических заданий; гипомимия; нарушения тонуса мими ческой мускулатуры в виде дистонии, гипотонии, спастичности.
В губной мускулатуре выявляется незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности губ; смыкание с большим напряжением, неполное смыкание или отсутствие смыкания губ (что часто осложняется патологиями прикуса, в частно^ сти, при резко выраженной дистальной и мезиальной окклюзии)] затруднение удержания рта закрытым (что может сочетаться с ротовым типом физиологического дыхания вследствие нарушения проходимости носовой полости); отвисание нижней губы; резкое
|
|
1 Гриншпун Б.М. Дислалия // В кн. «Логопедия» /Л.С.Волкова, Р.И. Ла
лаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - В 2 кн
Кн. 1. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - С. 77.
2 Проявления дизартрических расстройств, которые мы встречали на прак
тике при обследовании детей, имеющих дефекты звукопроизносительно
стороны речи и деформации строения органов артикуляции, подробно опи
саны в кпяге'^Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и вое
питания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Из
дат. центр «Академия», 2001. - С. 57.
I пав а 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
leu ив подвижности верхней губы (что может осложняться ими строения и прикрепления уздечки верхней губы); ипг мышечного тонуса губ.
и ч, •шинельной мускулатуре отмечается ограничение под-
1п нижней челюсти; незначительное или достаточно выра-
гмощение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя,
аи и и и и при артикуляции; при патологии тонуса жеватель-
иип. наблюдается снижение интенсивности и объема жева-
i ч движений, дискоординация движений нижней челюсти
hi црти! уляции; нарушение процесса откусывания от куска (что
<>т быть осложнено аномалиями зубочелюстной систе-
мниляются синкинезии в моторике нижней челюсти при
hi их языка (особенно при поднятии языка к верхней губе
■ и пытягивании его к подбородку).
И язычной мускулатуре наблюдаются патологические состоит м i.i ик»чного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются..»м ипоетнми строения языка (при спастичности язык чаще бы-и»т массивный, оттянутый комом в глубь ротовой полости или п.iii «жалом», это может сочетаться с укорочением уздеч-и, представленной в форме плотного тяжа; при гипотонии язык в Мьшинстве случаев тонкий, вялый, распластанный на дне рото- Щ полости, что может быть осложнено укорочением подъязыч-тдки, на вид тонкой и полупрозрачной); отмечаются нару-• II и и положения языка (в покое и при движении) в виде девиа-ип и сторону, высовывания языка изо рта, прокладывания язы-II между зубами; выявляются незначительное или достаточно • иное ограничение подвижности язычной мускулатуры; ниркинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повы-!• и иг или понижение глоточного рефлекса.
В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной him пески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого |6t) от средней линии.
И вегетативной нервной системе наблюдаются в основном ишичные нарушения в виде легко возникающих спазмов лица юкраснения или побледнения), цианичности языка, гиперсали-ш и и (интенсивного слюноотделения, которое может быть постоим мм или усиливаться при определенных условиях).
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
При органической дислалии, а также комбинации органичен кой и функциональной фонематической дислалии у детей, име! щих деформации строения органов артикуляции, отсутствуют щ рушения голосообразовательной функции. Исходя из анамнест! ческих данных, голосовые реакции в доречевой период (со родителей) обычно достаточно развиты: отмечаются хорошо bi раженные крик, гуление, лепет. На момент обследования у детей' дислалией выявляется сильный, звонкий голос, модулированный по силе и высоте, хорошо интонированный, нормального тембр* при четкой синхронности голосообразования, дыхания и артикз ляции. Просодическая организация звукового потока сохрани* отмечается ритмичная, выразительна речь нормального темпа.
При легких и достаточно выраженных дизартрических рас! стройствах у детей с анатомическими патологиями органов арти! куляции картина иная. В доречевой период родители часто отме] чают недостаточную выраженность голосовых реакций и некото| рое возрастное отставание в их появлении (крик долгое время бьи тихим, монотонным, мог иметь носовой оттенок; звуки гуления лепета были бедны, ограничены по своему составу, в некоторые случаях гуление было настолько фрагментарным и невыразитель! ным, что не фиксировалось родителями). При обследовании могут выявляться следующие особенности голосовых функций: недоста-j точная модуляция голоса по высоте и силе (голос либо чрезмерш громкий, либо чрезмерно тихий, слабый, иссякающий); наруше-1 ния тембра (глухой, хриплый, сдавленный или резкий, напряжен-! ный, прерывистый, дрожащий); в некоторых случаях отмечаете* асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции. В большинстве случаев наблюдаются патологии в развитии просодической стороны речи (мелодико-интонационной и темпо-ритми-ческой организации звукового потока): нарушения темпа (ускоренный, замедленный, речь с запинками), ритма (растянутый, скандированный) и интонационной выразительности речи.
|
|
Нарушения дыхательной функции (в частности, речевого дьь хания) могут наблюдаться у детей рассматриваемого нами контин^ гента независимо от вида речевого расстройства, так как эти нару-j шения могут быть обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией ор-
с'п.ного аппарата; нарушением проходимости носовой пглодствие хронических ринитов, полипов, аденоидных hi mi, искривления носовой перегородки. Нарушения фун-i ия могут быть непосредственно связаны с аномалиями м 'постной системы. По данным исследования Ф.Я. Хорошил-■ и | 1970), при сагиттальных аномалиях прикуса /различных i пи ах дистальной и мезиальной окклюзии/, которые преобла-м-тей рассматриваемого нами контингента, жизненная ем-i, -и • I • I■; 11 х снижается по сравнению с должной жизненной емко-'ктких в среднем на 500 мл. Мы же в ходе практической рабо-чпли у детей с аномалиями зубочелюстной системы ослаб-мм' речевое дыхание, нарушение дыхательного ритма во время ною акта, короткий, неэкономичный речевой выдох. 11<'обходимо также учесть, что назализация речи может на-mться как при-нарушении иннервации мягкого нёба, так и при и пах, аденоидах, опухолях, хронических воспалительных про-Ц|мс/1Х носа, которые затрудняют подъем и смыкание мягкого нёба i ncii стенкой глотки, а также препятствуют нормальному пройм lino воздушной струи через носовую полость, что часто при-гг ic наличию носового оттенка при произнесении ротовых зву-п отсутствию назализации у носовых звуков.
|
|
11 ри исследовании произносительной стороны речи выявля-
н количественные и качественные особенности фонетических
цпрушений, зависящие от возраста детей (дошкольники или млад-
IIIиг школьники), вида речевого расстройства (дислалии или ди-
Нфтрии), уровня развития фонематических процессов (в частно-
«м1, фонематического восприятия), степени сформированности ар-
i и i. уляторного праксиса (произвольных целенаправленных арти-
щионных движений), вида и тяжести патологий строения ар-
1И1. уляционных органов.
По нашим наблюдениям, у дошкольников, имеющих выра-
i.иные аномалии молочного прикуса, нарушения звукопроизно-
II к'ния встречаются в два-три раза чаще, чем у детей школьного
Во фаста с патологиями формирующегося постоянного прикуса, и
it несколько иные количественные и качественные характе-
1-1 и гики. Это может быть обусловлено тем, что ребенок овладевает
ной речью (в частности, ее фонетической стороной) в дошколь-
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
ном возрасте, который совпадает с формированием молочного прикуса. Деформации строения органов артикуляции, появление которых совпадает с периодом овладения произносительными навыками в дошкольном возрасте, более пагубно отражаются на качестве произношения, чем такие же анатомические патологии, проявляющиеся в постоянном прикусе на фоне уже усвоенной арти-куляторно-фонетической базы в школьном возрасте. (Так как любой патологический фактор наносит более тяжкий урон закладывающейся функции, нежели уже сформированной.)
При дислалии у детей с аномалиями органов периферического аппарата речи в основном наблюдаются недостатки произношения согласных звуков (в редких случаях, например, при укорочении уздечки верхней губы, ограничивающей подвижность губной мускулатуры, может страдать произношение лабиализованных гласных [О], [У]), при дизартрических расстройствах могут проявляться недостатки произношения как согласных, так и гласных звуков.
У детей с достаточно выраженными деформациями строения органов артикуляции при сохранной иннервации периферического аппарата речи, нормальном развитии фонематического восприятия и достаточной сформированности произвольных артикуляционных движений в большинстве случаев наблюдаются негрубые искажения отдельных звуков (чаще - звуков, образующихся при подъеме языка к верхним зубам), реже - отдельных групп звуков. Следовательно, при данном варианте речевого нарушения для произношения детей характерны только фонетические дефекты. Например, при короткой или укороченной уздечке языка, при высоком и узком («готическом») нёбе (часто наблюдающемся в случае ярко выраженной дистальной окклюзии, обусловленной удлинением и сужением верхней зубной дуги) наиболее распространены различные варианты ротацизмов и ламбдацизмов, а также нарушения артикуляции переднеязычных звуков [Т, Т\ Д, Д', Н, Н'] -отсутствие вибрации или одноударность на фоне сохранения подъема языка при артикуляции звуков [Р, Р']; жесткое ограничение подъема переднего края (кончика языка) к верхним зубам/альвеолам вследствие чего наблюдается межзубное произнесение переднеязычных звуков [Т, Т\ Д, Д\ Н, Н\ Л, Л'], произнесение фрикативного [Г, Г'] вместо [Р, Р'] и т.д., что может сочетаться с ниж-
Г лава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
пщией шипящих звуков (в большинстве случаев без
ни ми»! акустического эффекта). В случае глубокого прикуса
• тся мризубный сигматизм группы свистящих звуков.
| рочи детей с различными патологиями строения органов
тип при их сохранной иннервации, но при нарушении
i фонематического восприятия или/и при недостаточной
чинности целенаправленных артикуляционных движе-
чперны искажения (более вариативные и выраженные,
I предыдущем случае), которые могут сочетаться с заменами,
i. смешениями звуков.
При недоразвитии фонематического восприятия ребенок не i гот или иной акустический признак звука, по которому
■ I........ ма противопоставляется другой. В результате ребенок
и unii.no не дифференцирует при восприятии и воспроизве-
■ п некоторые звуки речи, вследствие чего эти звуки могут упо-
II друг другу (например, «лак - рак») и база акустичес-.t.|Hi:tii,oij фонем оказывается редуцированной. Помимо этого • inn затруднено формирование слухоречевого контроля соб-
.... го произношения, он не осознает своих звуковых дефек-
N.- может их вычленить из речевого потока и попытаться скор-мронмть, что значительно затрудняет логопедическую работу i pii нению звукопроизносительных нарушений. При недоста-|им развитии артикуляционного праксиса у ребенка оказыва-i п< сформированными операции отбора фонем по их артику-ipiii.iM признакам, осуществляющиеся в звене моторной реа-
■ 11,н и речи. В одном случае у ребенка может быть не полностью
i формирована база артикуляторных образцов фонем, в связи с чем
потребляет в речи вместо необходимого, более сложного по псуляции, звука другой звук, близкий к первому по набору иных признаков, но более простой по артикуляционному ук-
(например, «жук - зук», «кольцо - кольсо»). В другом слу--(ртикуляцйонная база у ребенка может быть сформирована иостью, но затруднено принятие правильного решения о выбо-i ужной фонемы, вследствие чего звуковой образ слов с опреде-нi.iми звуками остается неустойчивым, так как в разных сло-i или разных позициях в слове) ребенок употребляет вместо од-
п того же нужного звука разные звуковые варианты (напри-
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
мер, «шишки - шиски», «балалайка - балаяйка»; «чашка», на «пайка»).
Случаи, при которых у детей с анатомическими деформация-j ми органов артикуляции недостатки фонетического строя сочетались с нарушением восприятия фонем, Б.М. Гриншпун рассматривал как комбинацию дислалий - органической и функционалы ной фонематической.
При данном варианте речевого нарушения необходимо учи-j тывать, во-первых, вид и степень тяжести деформаций строения) органов артикуляции; во-вторых, какое место занимает недоста-j точная сформированность фонематического восприятия в струк-! туре речевого дефекта: является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л.Ф. Спирова, 1982, Т.Б. Филичева, Г.В. Чирки-j на, 1995 и др.). •
В условиях первичного недоразвития фонематического восприятия достаточно выраженные нарушения фонетического строя могут наблюдаться при различной степени ограничения подвижности органов артикуляции, обусловленной анатомическими де-| формациями периферического аппарата речи. В этих случаях мо-; жет отмечаться различное соотношение фонетических недостать ков (искажений) и фонематических нарушений (замен, смешений),! выявляющихся в речи детей как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. При этом могут быть нарушены даже те звуки, произношение которых не зависит от наличия выявленного анатомического дефекта органов артикуляции (например, замены аффрикат [Ц], [Ч] на [С], [Щ] соответственно при незначительном укорочении уздечки языка, допускающем подъем кончика языка к верхним зубам и при наличии в речи ребенка нормально произносимых звуков [Т] и [Т']).
На практике мы отмечали, что если у ребенка к школьному возрасту (начало которого совпадает со сменой зубов) недостаточная сформированность фонематического восприятия не была вовремя скомпенсирована, то велика вероятность появления в его речи искаженного произношения отдельных звуков или групп звуков, которое не отмечалось в дошкольном возрасте (при нормальном развитии молочного прикуса) и было обусловлено патологическим формированием постоянного прикуса (что отрицательно
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
i нм|, па уже сложившихся артикуляционных укладах) и I к л ми слухоречевого контроля ребенка за своим произно-I которые затрудняли самостоятельную коррекцию ребен-
..... и артикуляции с учетом изменений, происходящих в ар-
1Ю1ПЮМ аппарате). Пик >/>и чное недоразвитие фонематического восприятия чаще
0 пролпляется в дошкольном возрасте у детей с отдельными
i ииями строения артикуляционных органов или комбини- III 111,1 м и анатомическими дефектами периферического аппара-
.... I (например, сочетанием ярко выраженной патологии при-
■ i короткой уздечкой языка), жестко ограничивающими под-
Ность органов артикуляции и провоцирующими недостаточ-
11 р< чспых кинестезии. В этих случаях нарушается один из важ-
механизмов развития произношения - нормальное слухо-
п шооительное взаимодействие. Взаимосвязь в работе речеслу-
• I" и рсчедвигательного анализаторов формируется с задерж-
В >тих случаях у детей наблюдается в основном нарушение
цшятия фонем, искаженное произношение которых обуслов-
и интологиями строения артикуляционных органов.
При вторичном недоразвитии фонематического восприятия
рой отмечается более быстрое и устойчивое овладение навыка-
i того анализа и синтеза и более высокий уровень сформи-
III мости фонематических представлений, чем при первичном
пммтическом недоразвитии.
Но нашим наблюдениям, при комбинации органической и
1 и иомальной дислалий более выраженные искажения звуков
"1.1 ются у детей, имеющих короткую или укороченную уздеч-
i киса, ярко выраженный мезиальный прикус с сагиттальной
i i.io во фронтальном отделе от 3 мм, фронтальный или боковой
рытый прикус с достаточно широкой вертикальной щелью,
0 itмраженный дистальный прикус с сагиттальной щелью от
И (особенно при наличии высокого и узкого («готического»)
•). а также сочетание аномалий прикуса с короткой или укоро-
мои подъязычной связкой или укороченной уздечкой верхней
i. 11 ри нарушениях прикуса чаще искажаются свистящие зву-м.шример, при глубоком прикусе может проявиться призуб-
1 • и гматизм свистящих; при фронтальном открытом прикусе и
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
дистальном прикусе с протрузией верхних резцов - межзубное про
изношение свистящих звуков; при выраженном мезиальном при
кусе с широкой сагиттальной щелью во фронтальном отделе -
шипящий сигматизм свистящих; при боковом открытом прикус
и перекрестном прикусе - боковой сигматизм свистящих), в ряд
случаев отмечается межзубное произношение звуков [Т, Т\ Д, Д'
Н, Н', Л, Л'] (при фронтальном открытом прикусе, при дисталь
ном прикусе с протрузией верхних резцов), реже страдают шипя
щие (при мезиальном прикусе с достаточно широкой сагиттально]
щелью может наблюдаться свистящий сигматизм шипящих зву!
ков). Если у ребенка наблюдается короткая или укороченная уэ
дечка языка, то в этом случае чаще искажаются звуки, при проиэ
несении которых язык артикулирует у верхних зубов/альвео^
[Р, Р', Л, Л', Ш, Ж, Ч, Щ, Т, Т', Д, Д\ Н, Н'].
В речи детей, имеющих дизартрические расстройства, ослоэн ненные патологиями строения органов артикуляции, при coxpai^ ности фонематических процессов наблюдаются фонетические фекты - искажения звуков; при недостаточном развитии фонем тического восприятия преобладающие в речи искажения сочет ются с фонематическими дефектами - чаще с заменами и реже о
смешениями звуков.
Для данной категории детей характерно полиморфное нар шение звукопроизношения, при котором страдают звуки двух более групп. Для речи детей с дизартрией легкой и средней степ ни выраженности, сочетающейся с анатомическими деформаци: ми органов артикуляции, характерны следующие нарушения ф нетического строя речи:
• призубное произношение свистящих и шипящих звуков;
• межзубное произношение переднеязычных звуков: свист!
щих [С, С, 3, 3', Ц], шипящих [Ш, Ж, Щ, Ч], взрывнья
[Т, Т, Д, Д'], смычно-проходных [Н, Н'], а также сонора
[Л, Л'];
• боковое произношение свистящих, шипящих, соноров [Р, Pi
• шипящий сигматизм свистящих звуков;
• упрощение произношения шипящих звуков (отмечается ния
няя, нередко искаженная артикуляция шипящих звуков ил
замена их на свистящие);
Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей
ггки произношения соноров [Л, Л'] (ламбдацизмы): за-1П1 | Л] на двугубный звук [W]; вместо звука [Л] - удлине-1ш.• смежных гласных; замена [Л'] на [j];
• недостатки произношения соноров [Р, Р'] (ротацизмы): гор-
.... ><• произношение (велярное или увулярное); фрикативное;
отсутствие вибрации при артикулировании переднего края ИОЫка у верхних альвеол; замена [Р'] на [j];
бно i убное произношение губно-зубных согласных [Ф, Ф, В, В]; ишацизмы заднеязычных звуков [К, К', Г, Г', X, X'];
• Па читализация согласных звуков;
!'<-дн<шное произношение гласных;
• появление носового оттенка при произношении гласных зву-
. особенно гласных заднего ряда [О, У].
По результатам ранее проведенных нами исследований и с
>Ч"'Ц ни анализ литературных источников была составлена таб-
Лмомалии зубочелюстной системы, ротовой полости и но-
п \ предрасполагающие к нарушению звукопроизношения
in наиболее часто осложняющие определенные виды недостат-
н фонетического строя речи)». Таблица помещена в Приложе-
| I
тце не рассматриваются расщелины губы и нёба.
Глава 2
Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей со звукопроизносительными расстройствами и анатомическими дефектами органов артикуляционного аппарата