Страдающих расстройствами фонетической стороны речи, сочетающимися с деформациями строения органов артикуляции

Как показывает практика, у детей, имеющих нарушения фо-ч гс кой стороны речи и анатомические деформации органов ар­ии i, и и на фоне достаточной сформированности лексико-грам-чес кого строя, структура речевого дефекта напрямую зависит "| |>ида факторов:

• от сохранности или нарушения иннервации периферическо­
го аппарата речи (фактор, о котором логопед может судить на
основе заключения детского невропатолога (или психоневро­
лога) и собственных наблюдений по наличию или отсутствию
неврологической симптоматики в артикуляционной муску­
латуре, а также по степени ее выраженности);

• < иг степени сформированности артикуляторного праксиса (про­
извольных целенаправленных артикуляционных движений);

" от уровня развития фонематических процессов (особенно от сформированности фонематического восприятия);

• от вида и тяжести аномалий строения артикуляционных ор­
ганов.




Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Логопедическое заключение после проведенного обследова ния логопед формулирует только с учетом общего неврологичес­кого и речевого диагнозов, поставленных детским невропатологом*

У детей исследуемого нами контингента недостатки фонети-i ческого оформления речи при отсутствии неврологической симп-J томатики и, следовательно, при сохранной иннервации артикуля^ ционного аппарата речи свидетельствуют о таком речевом нару-j шении, как дислалия. (Это может быть либо органическая дисла лия, либо комбинация органической дислалии с функциональна фонематической1.)

При дизартрии (легкой и средней степени выраженности) наи-> более часто выявляется псевдобульбарный синдром - наличие cna-j стического пареза (разной степени тяжести) в речевой мускулату ре. Наблюдаются нарушения подвижности и тонуса в различный группах артикуляционных мышц2.

В мимической мускулатуре отмечаются асимметрии, сгла женность одной или обеих носогубных складок, опущение одног из углов рта (в состоянии покоя), перекос рта в сторону при улыб ке, плаче, в процессе говорения, при выполнении специальны диагностических заданий; гипомимия; нарушения тонуса мими ческой мускулатуры в виде дистонии, гипотонии, спастичности.

В губной мускулатуре выявляется незначительное или дос­таточно выраженное ограничение подвижности губ; смыкание с большим напряжением, неполное смыкание или отсутствие смы­кания губ (что часто осложняется патологиями прикуса, в частно^ сти, при резко выраженной дистальной и мезиальной окклюзии)] затруднение удержания рта закрытым (что может сочетаться с ро­товым типом физиологического дыхания вследствие нарушения проходимости носовой полости); отвисание нижней губы; резкое

1 Гриншпун Б.М. Дислалия // В кн. «Логопедия» /Л.С.Волкова, Р.И. Ла
лаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - В 2 кн
Кн. 1. - М.: Просвещение: Владос, 1995. - С. 77.

2 Проявления дизартрических расстройств, которые мы встречали на прак
тике при обследовании детей, имеющих дефекты звукопроизносительно
стороны речи и деформации строения органов артикуляции, подробно опи
саны в кпяге'^Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и вое
питания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Из
дат. центр «Академия», 2001. - С. 57.


I пав а 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

leu ив подвижности верхней губы (что может осложняться ими строения и прикрепления уздечки верхней губы); ипг мышечного тонуса губ.

и ч, •шинельной мускулатуре отмечается ограничение под-

1п нижней челюсти; незначительное или достаточно выра-

гмощение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя,

аи и и и и при артикуляции; при патологии тонуса жеватель-

иип. наблюдается снижение интенсивности и объема жева-

i ч движений, дискоординация движений нижней челюсти

hi црти! уляции; нарушение процесса откусывания от куска (что

<>т быть осложнено аномалиями зубочелюстной систе-

мниляются синкинезии в моторике нижней челюсти при

hi их языка (особенно при поднятии языка к верхней губе

■ и пытягивании его к подбородку).

И язычной мускулатуре наблюдаются патологические состо­ит м i.i ик»чного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются..»м ипоетнми строения языка (при спастичности язык чаще бы-и»т массивный, оттянутый комом в глубь ротовой полости или п.iii «жалом», это может сочетаться с укорочением уздеч-и, представленной в форме плотного тяжа; при гипотонии язык в Мьшинстве случаев тонкий, вялый, распластанный на дне рото- Щ полости, что может быть осложнено укорочением подъязыч-тдки, на вид тонкой и полупрозрачной); отмечаются нару-• II и и положения языка (в покое и при движении) в виде девиа-ип и сторону, высовывания языка изо рта, прокладывания язы-II между зубами; выявляются незначительное или достаточно • иное ограничение подвижности язычной мускулатуры; ниркинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повы-!• и иг или понижение глоточного рефлекса.

В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной him пески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого |6t) от средней линии.

И вегетативной нервной системе наблюдаются в основном ишичные нарушения в виде легко возникающих спазмов лица юкраснения или побледнения), цианичности языка, гиперсали-ш и и (интенсивного слюноотделения, которое может быть посто­им мм или усиливаться при определенных условиях).


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей



       
   
 
 


При органической дислалии, а также комбинации органичен кой и функциональной фонематической дислалии у детей, име! щих деформации строения органов артикуляции, отсутствуют щ рушения голосообразовательной функции. Исходя из анамнест! ческих данных, голосовые реакции в доречевой период (со родителей) обычно достаточно развиты: отмечаются хорошо bi раженные крик, гуление, лепет. На момент обследования у детей' дислалией выявляется сильный, звонкий голос, модулированный по силе и высоте, хорошо интонированный, нормального тембр* при четкой синхронности голосообразования, дыхания и артикз ляции. Просодическая организация звукового потока сохрани* отмечается ритмичная, выразительна речь нормального темпа.

При легких и достаточно выраженных дизартрических рас! стройствах у детей с анатомическими патологиями органов арти! куляции картина иная. В доречевой период родители часто отме] чают недостаточную выраженность голосовых реакций и некото| рое возрастное отставание в их появлении (крик долгое время бьи тихим, монотонным, мог иметь носовой оттенок; звуки гуления лепета были бедны, ограничены по своему составу, в некоторые случаях гуление было настолько фрагментарным и невыразитель! ным, что не фиксировалось родителями). При обследовании могут выявляться следующие особенности голосовых функций: недоста-j точная модуляция голоса по высоте и силе (голос либо чрезмерш громкий, либо чрезмерно тихий, слабый, иссякающий); наруше-1 ния тембра (глухой, хриплый, сдавленный или резкий, напряжен-! ный, прерывистый, дрожащий); в некоторых случаях отмечаете* асинхронность дыхания, голосообразования и артикуляции. В большинстве случаев наблюдаются патологии в развитии просо­дической стороны речи (мелодико-интонационной и темпо-ритми-ческой организации звукового потока): нарушения темпа (ускорен­ный, замедленный, речь с запинками), ритма (растянутый, скан­дированный) и интонационной выразительности речи.

Нарушения дыхательной функции (в частности, речевого дьь хания) могут наблюдаться у детей рассматриваемого нами контин^ гента независимо от вида речевого расстройства, так как эти нару-j шения могут быть обусловлены различными факторами: незрелос­тью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией ор-


с'п.ного аппарата; нарушением проходимости носовой пглодствие хронических ринитов, полипов, аденоидных hi mi, искривления носовой перегородки. Нарушения фун-i ия могут быть непосредственно связаны с аномалиями м 'постной системы. По данным исследования Ф.Я. Хорошил-■ и | 1970), при сагиттальных аномалиях прикуса /различных i пи ах дистальной и мезиальной окклюзии/, которые преобла-м-тей рассматриваемого нами контингента, жизненная ем-i, -и • I • I■; 11 х снижается по сравнению с должной жизненной емко-'ктких в среднем на 500 мл. Мы же в ходе практической рабо-чпли у детей с аномалиями зубочелюстной системы ослаб-мм' речевое дыхание, нарушение дыхательного ритма во время ною акта, короткий, неэкономичный речевой выдох. 11<'обходимо также учесть, что назализация речи может на-mться как при-нарушении иннервации мягкого нёба, так и при и пах, аденоидах, опухолях, хронических воспалительных про-Ц|мс/1Х носа, которые затрудняют подъем и смыкание мягкого нёба i ncii стенкой глотки, а также препятствуют нормальному про­йм lino воздушной струи через носовую полость, что часто при-гг ic наличию носового оттенка при произнесении ротовых зву-п отсутствию назализации у носовых звуков.

11 ри исследовании произносительной стороны речи выявля-

н количественные и качественные особенности фонетических

цпрушений, зависящие от возраста детей (дошкольники или млад-

IIIиг школьники), вида речевого расстройства (дислалии или ди-

Нфтрии), уровня развития фонематических процессов (в частно-

«м1, фонематического восприятия), степени сформированности ар-

i и i. уляторного праксиса (произвольных целенаправленных арти-

щионных движений), вида и тяжести патологий строения ар-

1И1. уляционных органов.

По нашим наблюдениям, у дошкольников, имеющих выра-

i.иные аномалии молочного прикуса, нарушения звукопроизно-

II к'ния встречаются в два-три раза чаще, чем у детей школьного

Во фаста с патологиями формирующегося постоянного прикуса, и

it несколько иные количественные и качественные характе-

1-1 и гики. Это может быть обусловлено тем, что ребенок овладевает

ной речью (в частности, ее фонетической стороной) в дошколь-





Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

ном возрасте, который совпадает с формированием молочного при­куса. Деформации строения органов артикуляции, появление ко­торых совпадает с периодом овладения произносительными навы­ками в дошкольном возрасте, более пагубно отражаются на каче­стве произношения, чем такие же анатомические патологии, про­являющиеся в постоянном прикусе на фоне уже усвоенной арти-куляторно-фонетической базы в школьном возрасте. (Так как лю­бой патологический фактор наносит более тяжкий урон заклады­вающейся функции, нежели уже сформированной.)

При дислалии у детей с аномалиями органов периферического аппарата речи в основном наблюдаются недостатки произношения согласных звуков (в редких случаях, например, при укорочении уздечки верхней губы, ограничивающей подвижность губной мус­кулатуры, может страдать произношение лабиализованных гласных [О], [У]), при дизартрических расстройствах могут проявляться не­достатки произношения как согласных, так и гласных звуков.

У детей с достаточно выраженными деформациями строения органов артикуляции при сохранной иннервации периферическо­го аппарата речи, нормальном развитии фонематического воспри­ятия и достаточной сформированности произвольных артикуля­ционных движений в большинстве случаев наблюдаются негрубые искажения отдельных звуков (чаще - звуков, образующихся при подъеме языка к верхним зубам), реже - отдельных групп звуков. Следовательно, при данном варианте речевого нарушения для про­изношения детей характерны только фонетические дефекты. На­пример, при короткой или укороченной уздечке языка, при высо­ком и узком («готическом») нёбе (часто наблюдающемся в случае ярко выраженной дистальной окклюзии, обусловленной удлине­нием и сужением верхней зубной дуги) наиболее распространены различные варианты ротацизмов и ламбдацизмов, а также нару­шения артикуляции переднеязычных звуков [Т, Т\ Д, Д', Н, Н'] -отсутствие вибрации или одноударность на фоне сохранения подъе­ма языка при артикуляции звуков [Р, Р']; жесткое ограничение подъема переднего края (кончика языка) к верхним зубам/альве­олам вследствие чего наблюдается межзубное произнесение пере­днеязычных звуков [Т, Т\ Д, Д\ Н, Н\ Л, Л'], произнесение фри­кативного [Г, Г'] вместо [Р, Р'] и т.д., что может сочетаться с ниж-


Г лава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

пщией шипящих звуков (в большинстве случаев без

ни ми»! акустического эффекта). В случае глубокого прикуса

• тся мризубный сигматизм группы свистящих звуков.

| рочи детей с различными патологиями строения органов

тип при их сохранной иннервации, но при нарушении

i фонематического восприятия или/и при недостаточной

чинности целенаправленных артикуляционных движе-

чперны искажения (более вариативные и выраженные,

I предыдущем случае), которые могут сочетаться с заменами,

i. смешениями звуков.

При недоразвитии фонематического восприятия ребенок не i гот или иной акустический признак звука, по которому

■ I........ ма противопоставляется другой. В результате ребенок

и unii.no не дифференцирует при восприятии и воспроизве-

■ п некоторые звуки речи, вследствие чего эти звуки могут упо-

II друг другу (например, «лак - рак») и база акустичес-.t.|Hi:tii,oij фонем оказывается редуцированной. Помимо этого • inn затруднено формирование слухоречевого контроля соб-

.... го произношения, он не осознает своих звуковых дефек-

N.- может их вычленить из речевого потока и попытаться скор-мронмть, что значительно затрудняет логопедическую работу i pii нению звукопроизносительных нарушений. При недоста-|им развитии артикуляционного праксиса у ребенка оказыва-i п< сформированными операции отбора фонем по их артику-ipiii.iM признакам, осуществляющиеся в звене моторной реа-

■ 11,н и речи. В одном случае у ребенка может быть не полностью
i формирована база артикуляторных образцов фонем, в связи с чем

потребляет в речи вместо необходимого, более сложного по псуляции, звука другой звук, близкий к первому по набору иных признаков, но более простой по артикуляционному ук-

(например, «жук - зук», «кольцо - кольсо»). В другом слу--(ртикуляцйонная база у ребенка может быть сформирована иостью, но затруднено принятие правильного решения о выбо-i ужной фонемы, вследствие чего звуковой образ слов с опреде-нi.iми звуками остается неустойчивым, так как в разных сло-i или разных позициях в слове) ребенок употребляет вместо од-

п того же нужного звука разные звуковые варианты (напри-


           
 
   
 
 
   

 

Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

мер, «шишки - шиски», «балалайка - балаяйка»; «чашка», на «пайка»).

Случаи, при которых у детей с анатомическими деформация-j ми органов артикуляции недостатки фонетического строя сочета­лись с нарушением восприятия фонем, Б.М. Гриншпун рассмат­ривал как комбинацию дислалий - органической и функционалы ной фонематической.

При данном варианте речевого нарушения необходимо учи-j тывать, во-первых, вид и степень тяжести деформаций строения) органов артикуляции; во-вторых, какое место занимает недоста-j точная сформированность фонематического восприятия в струк-! туре речевого дефекта: является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л.Ф. Спирова, 1982, Т.Б. Филичева, Г.В. Чирки-j на, 1995 и др.). •

В условиях первичного недоразвития фонематического вос­приятия достаточно выраженные нарушения фонетического строя могут наблюдаться при различной степени ограничения подвиж­ности органов артикуляции, обусловленной анатомическими де-| формациями периферического аппарата речи. В этих случаях мо-; жет отмечаться различное соотношение фонетических недостать ков (искажений) и фонематических нарушений (замен, смешений),! выявляющихся в речи детей как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте. При этом могут быть нарушены даже те зву­ки, произношение которых не зависит от наличия выявленного анатомического дефекта органов артикуляции (например, замены аффрикат [Ц], [Ч] на [С], [Щ] соответственно при незначительном укорочении уздечки языка, допускающем подъем кончика языка к верхним зубам и при наличии в речи ребенка нормально произ­носимых звуков [Т] и [Т']).

На практике мы отмечали, что если у ребенка к школьному возрасту (начало которого совпадает со сменой зубов) недостаточ­ная сформированность фонематического восприятия не была во­время скомпенсирована, то велика вероятность появления в его речи искаженного произношения отдельных звуков или групп зву­ков, которое не отмечалось в дошкольном возрасте (при нормаль­ном развитии молочного прикуса) и было обусловлено патологи­ческим формированием постоянного прикуса (что отрицательно


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

i нм|, па уже сложившихся артикуляционных укладах) и I к л ми слухоречевого контроля ребенка за своим произно-I которые затрудняли самостоятельную коррекцию ребен-

..... и артикуляции с учетом изменений, происходящих в ар-

1Ю1ПЮМ аппарате). Пик >/>и чное недоразвитие фонематического восприятия чаще

0 пролпляется в дошкольном возрасте у детей с отдельными

i ииями строения артикуляционных органов или комбини- III 111,1 м и анатомическими дефектами периферического аппара-

.... I (например, сочетанием ярко выраженной патологии при-

■ i короткой уздечкой языка), жестко ограничивающими под-

Ность органов артикуляции и провоцирующими недостаточ-

11 р< чспых кинестезии. В этих случаях нарушается один из важ-

механизмов развития произношения - нормальное слухо-

п шооительное взаимодействие. Взаимосвязь в работе речеслу-

• I" и рсчедвигательного анализаторов формируется с задерж-

В >тих случаях у детей наблюдается в основном нарушение

цшятия фонем, искаженное произношение которых обуслов-

и интологиями строения артикуляционных органов.

При вторичном недоразвитии фонематического восприятия

рой отмечается более быстрое и устойчивое овладение навыка-

i того анализа и синтеза и более высокий уровень сформи-

III мости фонематических представлений, чем при первичном

пммтическом недоразвитии.

Но нашим наблюдениям, при комбинации органической и

1 и иомальной дислалий более выраженные искажения звуков
"1.1 ются у детей, имеющих короткую или укороченную уздеч-
i киса, ярко выраженный мезиальный прикус с сагиттальной
i i.io во фронтальном отделе от 3 мм, фронтальный или боковой
рытый прикус с достаточно широкой вертикальной щелью,

0 itмраженный дистальный прикус с сагиттальной щелью от
И (особенно при наличии высокого и узкого («готического»)
•). а также сочетание аномалий прикуса с короткой или укоро-
мои подъязычной связкой или укороченной уздечкой верхней

i. 11 ри нарушениях прикуса чаще искажаются свистящие зву-м.шример, при глубоком прикусе может проявиться призуб-

1 • и гматизм свистящих; при фронтальном открытом прикусе и


       
   
 


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

дистальном прикусе с протрузией верхних резцов - межзубное про

изношение свистящих звуков; при выраженном мезиальном при

кусе с широкой сагиттальной щелью во фронтальном отделе -

шипящий сигматизм свистящих; при боковом открытом прикус

и перекрестном прикусе - боковой сигматизм свистящих), в ряд

случаев отмечается межзубное произношение звуков [Т, Т\ Д, Д'

Н, Н', Л, Л'] (при фронтальном открытом прикусе, при дисталь

ном прикусе с протрузией верхних резцов), реже страдают шипя

щие (при мезиальном прикусе с достаточно широкой сагиттально]

щелью может наблюдаться свистящий сигматизм шипящих зву!

ков). Если у ребенка наблюдается короткая или укороченная уэ

дечка языка, то в этом случае чаще искажаются звуки, при проиэ

несении которых язык артикулирует у верхних зубов/альвео^

[Р, Р', Л, Л', Ш, Ж, Ч, Щ, Т, Т', Д, Д\ Н, Н'].

В речи детей, имеющих дизартрические расстройства, ослоэн ненные патологиями строения органов артикуляции, при coxpai^ ности фонематических процессов наблюдаются фонетические фекты - искажения звуков; при недостаточном развитии фонем тического восприятия преобладающие в речи искажения сочет ются с фонематическими дефектами - чаще с заменами и реже о

смешениями звуков.

Для данной категории детей характерно полиморфное нар шение звукопроизношения, при котором страдают звуки двух более групп. Для речи детей с дизартрией легкой и средней степ ни выраженности, сочетающейся с анатомическими деформаци: ми органов артикуляции, характерны следующие нарушения ф нетического строя речи:

• призубное произношение свистящих и шипящих звуков;

• межзубное произношение переднеязычных звуков: свист!
щих [С, С, 3, 3', Ц], шипящих [Ш, Ж, Щ, Ч], взрывнья
[Т, Т, Д, Д'], смычно-проходных [Н, Н'], а также сонора

[Л, Л'];

• боковое произношение свистящих, шипящих, соноров [Р, Pi

• шипящий сигматизм свистящих звуков;

• упрощение произношения шипящих звуков (отмечается ния
няя, нередко искаженная артикуляция шипящих звуков ил
замена их на свистящие);


Глава 1. Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей

ггки произношения соноров [Л, Л'] (ламбдацизмы): за-1П1 | Л] на двугубный звук [W]; вместо звука [Л] - удлине-1ш.• смежных гласных; замена [Л'] на [j];

недостатки произношения соноров [Р, Р'] (ротацизмы): гор-

.... ><• произношение (велярное или увулярное); фрикативное;

отсутствие вибрации при артикулировании переднего края ИОЫка у верхних альвеол; замена [Р'] на [j];

бно i убное произношение губно-зубных согласных [Ф, Ф, В, В]; ишацизмы заднеязычных звуков [К, К', Г, Г', X, X'];

• Па читализация согласных звуков;

!'<-дн<шное произношение гласных;

появление носового оттенка при произношении гласных зву-

. особенно гласных заднего ряда [О, У].

По результатам ранее проведенных нами исследований и с

>Ч"'Ц ни анализ литературных источников была составлена таб-

Лмомалии зубочелюстной системы, ротовой полости и но-

п \ предрасполагающие к нарушению звукопроизношения

in наиболее часто осложняющие определенные виды недостат-

н фонетического строя речи)». Таблица помещена в Приложе-

| I

тце не рассматриваются расщелины губы и нёба.



Глава 2

Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей со звукопроизносительными расстройствами и анатомическими дефектами органов артикуляционного аппарата


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: