Миогимнастика

В логопедии в целях коррекции звукопроизношения приме! няется специальный комплекс упражнений - артикуляционная гимнастика. Но, по нашим наблюдениям, традиционный комплекс упражнений, используемый для устранения звукопроизноситель ных расстройств, малоэффективен для целенаправленного форми рования или восстановления функции отдельных мышц, страда ющих при патологиях прикуса.

Практика показывает, что необходимо включать в работу до| полнительные упражнения определенной узкой направленности! В логопедической работе по коррекции звукопроизношенш у детей с патологиями строения органов артикуляции мы предла гаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционно! гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной ортодой| тами в целях формирования и нормализации функции мышц щ люстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зу челюстной системы и ротовой полости.


'ца»а 2. Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики

Такой комплексный подход будет способствовать: во-первых,

• быстрому и устойчивому формированию артикуляционных пшиков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, ir поясненные деформациями строения органов артикуляции; во-1Торых, целенаправленной коррекции патологического развития >у и кции жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при

ишях зубочелюстной системы и ротовой полости; в-третьих,
11>II своевременной нормализации мышечных функций челюстно-
|ИИ<'Ной области ускоренному продвижению ортодонтического
... <пия.

Предлагается использовать следующие упражнения:

I. Развитие круговой мышцы рта.

• Ребенок смыкает губы и надувает щеки, после чего прижи­
мает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через
сжатые губы (2 варианта выдоха - через центр губ и через углы

губ).

• 11 ри протрузии верхних фронтальных зубов ребенок надува­
ет воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе - под
нижнюю.

' • Накусывание верхней губы при дистальном прикусе и ниж­ней губы при мезиальном прикусе.

• Ребенок вытягивает нижнюю губу и охватывает ею верхнюю
губу, затем верхней губой охватывает нижнюю.

• Рекомендуется свистеть, дуть на легко перемещающийся
предмет. Можно использовать игру «Попади в ворота»: ребе­
нок дует на легкий шарик, пытаясь загнать его в маленькие
игрушечные ворота.

• У iгражнение на удерживание между губами полоски плотной
бумаги или клеенки: ребенок сжимает полоску губами в те­
чение 3-5 мин во время выполнения домашних заданий или
просмотра телевизора.

• Ребенок набирает в рот воды и удерживает ее, не проглаты­
вая и не разжимая губ.

• V иражнения с сопротивлением.

Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка ч| швает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не вывора-

IJIMCb.


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Применение ватных валиков: небольшие ватные валики зак­ладываются в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребенок должен сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], для чего требуется смыкание губ.

Использование пуговиц: две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур.

II. Развитие мышц, регулирующих положение нижней челю-

сти.

При дистальном прикусе ребенок медленно выдвигает ниж­нюю челюсть вперед до тех пор, пока режущие края нижних резцов не установятся впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается около 10 с, затем медленно ус­танавливается в исходное положение. То же упражнение ре­бенок выполняет с поворотом головы сначала вправо, а затем

влево.

При мезиальном прикусе ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавли­вает передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживается в течение 4—8 с. Облегченный вариант выпол­нения упражнения - движение челюсти с запрокидыванием головы назад.

Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть, -прикусывание палочки. На деревянную палочку надевают ре­зиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами ребенка и удерживают в таком положении. Ребенок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубно­му ряду.


Глава 2. Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики

МИОГИМНАСТИКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: