Методика проведения массажа

О сновные применяемые массажные техники:

(О ручной (в том числе пальцевой) массаж;

i>) массаж при помощи специальных средств (зондов, зубных тс, чайной ложки, шпателей, леденца округлой формы, хоро-uперепленного на палочке, и т.д.);

и) точечное воздействие.

Ви ды массажа:

а) сегментарный массаж (в области верхнего плечевого пояса,
т. п и иолосяного покрова головы);

б) классический массаж мимических и артикуляционных
иц;

п) точечный массаж.






Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Характер массажа определяется следующими аспектами:

1. Сила массажа - это сила давления, которую руки оказыва
ют на тело во время массажа. Поверхностный массаж повышав
возбудимость, более глубокий массаж с постепенным увеличени
ем силы давления способствует развитию тормозных процессов.

2. Темп массажа. Различают быстрый, средний, медленны
темп. Быстрый темп массажа повышает возбудимость нервной си
стемы, средний и медленный - снижает возбудимость нервной си
стемы.

3. Длительность массажа. Более длительная продолжителн
ность массажа влияет на снижение возбудимости нервной системы»

Зоны воздействия:

а) широкая сфера воздействия - верхний плечевой пояс; об­
ласть шеи: со стороны позвоночника (воротниковая область) и с
стороны горла; голова в области волосяного покрова; челюстно^
лицевая область; ротовая полость;

б) узкая сфера воздействия - лицо, подбородочная (подчелю­
стная) область, ротовая полость.

При нарушениях осанки у детей с аномалиями зубочелюст-] ной системы и ротовой полости рекомендуется обязательное при-f менение широкой зоны воздействия.

Качественная характеристика воздействия:

а) расслабляющий массаж (проводится при мышечном гипер­
тонусе);

б) тонизирующий (стимулирующий) массаж (проводится при
гипотонусе мышц).

Используемые приемы:

1. Поглаживание.

Это обязательный прием, с которого начинают каждую про­цедуру. Он чередуется с другими приемами и заканчивает любой массажный комплекс. Благодаря этому приему усиливается кро­вообращение кожных покровов обрабатываемого участка, изменя­ется эластичность и температура кожных покровов. Прием несет психотерапевтический эффект — способствует успокоению и общей релаксации.

В зависимости от прилагаемого усилия поглаживание может быть поверхностным (легким) и глубоким (сильным). При прове-


11|..тмы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики

и ого приема независимо от приложенного усилия кожа не щ смещаться.

Innrftxпостное поглаживание используется в области передне-' fin шеи (со стороны горла), лица, органов ротовой полости.

tf/Ппкое (интенсивное) поглаживание применяется при мас-i чцчового пояса и заднего отдела шеи (со стороны позвоноч-

11<эглпживание может осуществляться как пальцами, так и
идоиыо. При широкой сфере воздействия используются сле­
пи разновидности приема: во всех зонах, кроме волосистой
солоны, - плоскостное поглаживание; в шейно-плечевом
- добавляется обхватывающее поглаживание (осуществля-
tttvri.io руки, установленной в форме желоба, при этом 2-5-й
ы сомкнуты, а 1-й им противопоставлен); при массаже воло-
i части головы применяется «граблеобразное» поглаживание,
миолнении последнего приема пальцы широко разведены,
н'.тиие осуществляется подушечками пальцев, которые совер-
нродольные, поперечные, зигзагообразные и круговые дви-
I. ■

. Растирание.

• сот прием осуществляется с большим усилием и интенсив-о, чем предыдущий. Применение значительной силы дав-па массируемую область должно вызывать смещение и ра-пио затрагиваемых тканей. При растирании значительно и пишется кровообращение, обменные и трофические процес-i и кожных тканях и верхних слоях мышц, нормализуется то-и и повышается сократительная способность мышечных воло-■ ■ i I "астирание может проводиться пальцами, всей ладонной no-остью, ребром ладони, гипотенаром (ладонным бугром со ил мизинца), а также тыльной поверхностью пальцев; сжа-i ч п кулак. Движение осуществляется по прямой или по спира-i Разновидностью приема является так называемое «поршне-<с трение», наиболее часто используемое при массаже конечно-сй. Мри этом удерживаемая часть тела, требующая массажа, стирается двумя руками одновременно (ладонями или гипо-иаром), двигающимися в противоположные стороны (вперед-щад, нверх-вниз).


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

3. Разминание.

Это наиболее интенсивный прием, максимально активиз] рующий процессы в кожных и мышечных тканях, воздействуз щий на более глубоко расположенные слои мышечных волоко] нормализующий их тонус и сократительную способность. П] разминании происходит смещение, сжатие, растяжение, оттяг! вание тканей. Воздействие осуществляется одной или двумя р] ками одновременно в продольном, поперечном и спиральном н(правлениях. Разновидностью приема является защипывание (к| торое может сочетаться с одновременным оттягиванием) масс] руемых тканей.

4. Вибрация.

При проведении приема осуществляются колебательные дв] жения, в зависимости от интенсивности которых на массируем: участок оказывается различное воздействие. Сильная, жестк; вибрация повышает тонус мышц; легкая, менее интенсивная | снижает их тонус. Прием может осуществляться одним, двумя и. всеми пальцами, ладонной поверхностью, одной или обеими рук! ми, параллельно или попеременно.

5. Ударные приемы.

В практике логопедического массажа используются следу] щие ударные приемы: похлопывание, покалачивание (в облает] плечевого пояса) и пунктирование (в области лица), которые п< вышают тонус мышц.

6. Нажатие (давление, проникающее в глубь ткани в облает^
«биологических активных точек») (трчечное воздействие).

Прием используется в местах выхода пучков нервных окой| чаний - это так называемые «биологически активные точки»! Широкая зона воздействия — точки в области головы и рук; узк; зона воздействия - точки на лице. Прием осуществляется кончи! ком пальца (большого, указательного или среднего). Различаю] прерывистое нажатие (направленное перпендикулярно массируя мому участку) и длительное давление, при котором палец совеш шает круговые движения в области точки с одинаковым колич^ ством вращений в одну и в другую сторону.


| I |ри«мы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики mi м' ния линий массажных движений:

чо.чинейное движение пообразнее движение / \/ \/

шфллевидное движение

i овое движение

• кош центрическое движение

■ кгцентрическое движение

J У комендуемая схема проведения приемов: поглаживание — растирание — разминание (в сочетании при ходимости с вибрацией) - растирание - поглаживание. П ротивопоказания к проведению массажа: любые общие соматические и инфекционные заболевания и ино в острый период); острые и хронические заболевания I; травмирование кожных покровов в зоне воздействия (синя-Мфапины, ссадины, ожоги); любые аллергические реакции, шляющиеся на кожных покровах; инфекционные и любые Не воспалительные заболевания слизистой оболочки ротовой вти; зубные боли.

Массаж не рекомендуется проводить сразу после еды или на дпый желудок.


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Ограничение нагрузки при проведении массажа: на начг ном этапе работы, а также в случаях соматической ослабленное] ребенка (после острого заболевания или при отягощении xpoi ческим заболеванием), судорожной готовности в анамнезе, проз лений эмоциональной лабильности.

Рекомендаци и к проведению массажа:

1. Помещение, в котором проводится массаж, должно б]
изолированное, тихое, теплое, хорошо проветриваемое.

2. Необходим позитивный настрой ребенка на контакт со ci
циалистом и проводимое в отношении него воздействие.

3. Руки специалиста должны быть чистыми, мягкими, гл*
кими, теплыми, с коротко остриженными и хорошо обработан!^
ми ногтями, без украшений (мешающих проведению массаж*
способных повредить кожу ребенка), без ссадин, царапин, дру1
повреждений или каких-либо очагов воспаления. Перед массаж!
шейно-плечевого отдела и лицевой области чисто вымытые pyj
рекомендуется слегка смазать «Детским кремом», что облегчг
движение рук по поверхности тела и оберегает кожу от поврежЛ
ний (при использовании других смазывающих веществ нeoбxo^
мо точно выяснить особенности их воздействия на кожные пош
вы и убедиться в том, что они гипоаллергенны). Перед массаж|
органов ротовой полости специалисту рекомендуется обработг
руки спиртовым раствором.

4. Сеансы массажа проводятся ежедневно или через день. Д1
тельность процедур варьирует в зависимости от возраста, о
соматического и психологического состояния ребенка, от нев]
логической симптоматики. В начале курса продолжительно^
процедур 5-7 минут, затем время проведения сеанса постепе!
увеличивается до 15—20 минут.

5. Для правильного выбора приемов и дозировки массажа d
циалист должен иметь точное представление о физическом и нев|
логическом статусе ребенка, о состоянии его двигательной сфер1
частности, артикуляционной и мимической моторики), зубочел^
тной системы и ротовой полости, развитии его речевой функщ
Эти данные выявляются в ходе комплексного диагностического]
следования. Для определения стратегии проведения корригирч
щего воздействия прежде всего следует определить состояние то|


11|>иемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики

ми плечевого пояса, шеи, мимических и артикуляционных ill (и том числе мышц языка). Это устанавливается на основе

nidi невропатолога и наблюдений специалиста, проводяще-путем осмотра, пальпации (прощупывания) и оценки

имя динамических и статических упражнений, используе-111 hi < и н'ледовании состояния указанных групп мышц ребенка. «>< чюв ные позы ребенка при проведении комплексного массажа. I [рименение массажа эффективно только при расслаблении

и,и и) пациента. Это может быть любая поза, удобная для

и специалиста, проводящего массаж, при которой дыха-

нка свободно, а мышцы расслаблены. Ill |>и массаже плечевого пояса и шейной области:

• IN'пенок лежит на кушетке на спине, руки расположены
ВДОЛЬ тела ладонями вниз, ноги расслаблены, под головой
небольшая Подушка или валик, валик может быть подло-
Жен и под коленные суставы. Такая поза удобна для масса­
жа рук.

• 1'ебенок лежит на кушетке на животе без подушки, голова
повернута в сторону, руки расположены вдоль тела ладо­
нями вниз, ноги расслаблены, под согнутые лодыжки под-
кладывается валик. Данная поза рекомендуется для масса­
жа плечевой области.

• Ребенок сидит на стуле лицом к его спинке, руки, согнутые
в локтях и положенные одна на другую, располагаются на
(•пинке стула, ребенок упирается лбом в предплечья. Данная
поза рекомендуется для массажа шейно-плечевого отдела.

2. При массаже волосистой части головы:

• Ребенок сидит на стуле, опираясь на его спинку. Специа­
лист правой рукой массирует выбранный участок волосис­
той части головы, а левой рукой поддерживает голову ре­
бенка, осуществляя противодействие давлению со стороны
правой руки. Мышцы шеи ребенка при этом расслаблены.

8. При массаже лицевой, подчелюстной области и переднего ■ а шеи:

• Ребенок сидит на стуле, опираясь на его спинку, голова слег­
ка откинута назад. Специалист находится за спиной ребен­
ка, ребенок затылком упирается в грудь специалиста.


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей


Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики



• Ребенок сидит на кресле, голова расположена на подголов

нике или на маленькой подушке, специалист находите^

перед ребенком или сбоку от него.

Общие указания к проведению расслабляющего массажа

(применяется при гипертонусе мышц).

1. Массажные приемы проводятся плавно, в замедленном
пе.

2. Расслаблению пациента способствует проговаривание вслух
специалистом, проводящим массаж, формулы спокойствия
(элемента аутогенной тренировки).:
1. Расслабление мышц шеи.

Часто у детей, имеющих аномалии зубочелюстной системы, отмечается повышенный тонус мышц шеи и верхнего плечевого пояса (что может сочетаться с гипертонусом мышц корня языка). Расслабление мышц шеи способствует рефлекторному снижению тонуса мышц корня языка и активизации движений нижней че­люсти (снятию «мышечных зажимов»).

Комплекс массажных движений для расслабления мышц шеи.

• Легкое, медленное поглаживание сверху вниз ладонями обе­
их рук переднего и боковых отделов шеи (избегая надавлива­
ния на область щитовидной железы).

• Плоскостное и обхватывающее поглаживание, прямолиней-^
ное и спиралевидное растирание (направление массажного]
движения по обе стороны вдоль позвоночника; спиралевид­
ное движение выполняется от большого пальца к мизинцу -
от центра к перифери), продольное, поперечное и спиралевид­
ное разминание мышц заднего отдела шеи вдоль шейных по­
звонков в направлении снизу вверх (от плечевого сустава к
затылочным буграм).

Упражнения для расслабления мышц шеи.

Ребенок сидит на стуле. Мышцы, опускающие и поднимаю­щие нижнюю челюсть, расслаблены (нижняя челюсть слегка опу­щена, зубы и губы разомкнуты, рот слегка приоткрыт).

• Специалист, поддерживая голову ребенка, плавно и медлен
но наклоняет ее вперед (пока подбородок ребенка не коснетс
груди) и назад (3-5 раз в одну и другую сторону).


Голова ребенка наклонена вперед, мышцы нижней челюсти расслаблены. Специалист, поддерживая голову ребенка, co­in pi и пет ею плавные и медленные движения от одного плеча

|.1>угому (по дуге) (3-5 раз в каждую сторону), l i шова ребенка запрокинута назад, мышцы нижней челюсти рпсслаблены. Специалист, поддерживая голову ребенка, со- Иоршает ею плавные и медленные движения от одного плеча

i ругому (по дуге) (3-5 раз в каждую сторону).

Массажный комплекс для расслабления мимической муску- i///»(./ (см.рисунок).

Поглаживание ладонями и пальцами одновременно обеих рук:

от средней линии лба к вискам;

ОТ межбровной складки вокруг глаз;

от переносицы к ушным раковинам;

от висков по щекам к подбородку;

от носогубных складок к ушным раковинам;

ОТ подчелюстной области через щеки к вискам.





Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

Поглаживание ладонью и пальцами попеременно правой и л
вой рукой, захватывая всю область лба - от бровей к границ]
роста волос.

• Легкое, поверхностное растирание и разминание в замедлен!
ном темпе подушечками пальцев рук поверхности лба (в точ
ках окончания движения производится незначительное на
жатие пальцами):

— зигзагообразные движения пальцами одновременно обей
рук от средней линии лба к вискам;

— спиралевидные движения пальцами одновременно обей
рук от средней линии лба к вискам;

— зигзагообразные и спиралевидные движения пальцами по
переменно то правой, то левой руки в направлении от од|
ного виска к другому.

• Поглаживание, направленное на расслабление кругово!
мышцы глаза, проводится указательным и средним паль!
цами одновременно обеих рук. Пальцы плавно продвига
ются от внутреннего угла глаза по бровям и верхним векам
к вискам и от висков по нижним векам к внутреннему угл]
глаз.

• В процессе массажа круговой мышцы глаза проводится пооче!
редное нажатие (прерывистого характера) трех точек (1-я точ
ка расположена по линии брови на расстоянии 1 /2 от межброа
ной складки и представляет небольшую впадинку на надглаз
ничном краю лобной кости; 2-я точка расположена в конце бра
вей, на височной поверхности; 3-я точка находится на середи
не нижнего края глазницы; 4-я точка - начало брови).

• Поглаживание подушечками пальцев:

— по боковым поверхностям носа через переносицу к сред
ней линии лба;

— по носогубным складкам от крыльев носа к углам рта;

— от носогубных складок по щекам к ушным раковинам;

— от середины подбородка (средней линии подчелюстной об
ласти) к мочкам ушей.

• Легкое, поверхностное растирание и разминание в замедлен
ном темпе подушечками пальцев одновременно обеих рук с]
носогубных складок по щекам к ушным раковинам.


1|>иемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики

Легкое, поверхностное растирание и разминание в замедленном
темпе подушечками пальцев рук по краю нижней челюсти.

• 11 pit массажном воздействии на щеки и нижнюю челюсть про-
имнодится фиксация средними пальцами обеих рук симмет­
ричных точек, располагающихся между сосцевидным отрос­
тком височной кости и углом нижней челюсти в ямке под моч-
i он уха (5-я точка).

• 11оглаживание, направленное на расслабление губной муску-
Латуры, проводится указательным или/и средним пальцами
< >беих рук в следующих направлениях:

- от средней линии над верхней губой через углы губ к сред­
ней линии под нижней губой и обратно;

по верхней и нижней губе от углов рта к середине;

— указательными пальцами в направлении от носа к верх­
ней губе с легким прижатием и оттягиванием верхней губы
вниз;

- указательными пальцами в направлении от подбородка к
нижней губе с легким прижатием и подтягиванием ниж­
ней губы вверх;

— указательными пальцами по верхней губе с легким подтя­
гиванием ее к носу, по нижней губе с легким оттягивани­
ем ее к подбородку.

• Растягивание губ (как при улыбке). Указательные и средние
пальцы массажиста помещаются около углов рта, слегка рас­
тягивают губы, затем возвращают их в исходное положение.
Движения при этом легкие и плавные.

• Точечное воздействие на губную мускулатуру (две симметрич­
ные точки над верхней губой, расположенные в области ямок
над верхними клыками (6-я точка); две симметричные точки
под нижней губой, расположенные в области ямок под ниж­
ними клыками (7-я точка); точка, находящаяся под нижней
губой на средней линии подбородка (8-я точка). При длитель­
ном нажатии совершаются круговые движения в области точ­
ки с одинаковым количеством вращений в одну и в другую
сторону.

• Массажный комплекс заканчивается обязательным общим ус-

покаивающим поглаживанием.


Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей

В комплекс тонизирующего (стимулирующего) массажа,

направленного на устранение гипотонуса мимической мускулату­ры, включаются те же приемы, что и в расслабляющий массаж­ный комплекс, но проводятся эти приемы в ускоренном темпе, намного активнее и интенсивнее. Помимо ранее упомянутых до­полнительно используются следующие приемы:

• Интенсивное растирание и разминание

— скуловой и щечной мышцы;

— мышечного участка по краю нижней челюсти.

• Перетирание щечной мышцы пальцами (с применением сал­
фетки из жесткого материала: махровой ткани, льна). Пере- |
тирание производится большим и указательным пальцами,
указательный палец вводится в ротовую полость.

• Постукивание подушечками слегка согнутых пальцев рук при
ротационных движениях предплечья (ударный прием «стак­
като»).

• Защипывание кожных и мышечных тканей вдоль края ниж­
ней челюсти.

• Пощипывание щек.

• Пощипывание губ.

• Интенсивное постукивание подушечками пальцев по губам и
около губ по круговой мышце рта (по часовой стрелке).

Массаж языка

Выбор приемов и техники их проведения зависят от состоя­ния тонуса язычной мускулатуры (при гипертонусе применяется расслабляющий массажный комплекс, при гипотонусе - комплекс тонизирующих приемов). Массаж включает воздействие на мыш­цы языка при помощи пальцев, чайной ложки или/и шпателя, зубных щеток (с разной длиной и жесткостью щетины, а также с различной ребристой поверхностью и формой их ручек), зондов (постановочные зонды Е.Ф. Pay или/и массажные зонды Е.В. Но­виковой), леденца округлой формы, хорошо закрепленного на па­лочке («Чупа-Чупс»).

Используемые приемы:

1. В полости рта (рот ребенка открыт, язык располагается за зубами, на дне рта).


Глав а 2. Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики

• Распластывание языка по дну ротовой полости при помощи
постановочного зонда для звука [Ш] и леденца округлой фор­
мы.

• Толкание языка (вариант приема разминания) в глубине ро­
товой полости при помощи тех же специальных средств.

2. Вне ротовой полости (рот ребенка достаточно широко от-ьр|.1Т, язык высунут наружу). Большим и указательным пальцем Попой руки, используя носовой платок или марлевую салфетку, специалист удерживает передний край (кончик) языка, остальные ьцы руки прижаты к подбородку ребенка, выполняют роль опо­ры и регулируют степень выдвижения языка из ротовой полости.

При массаже языка и твердого нёба необходимо учитывать Границы глоточного и нёбного рефлексов, чтобы не спровоциро-|ц hi, у ребенка рвотный спазм.

Массаж артикуляционной мускулатуры рекомендуется про-Иодить не ранее, чем через час после еды.

Расслабляющий массаж язычной мускулатуры.

• Пальцами правой руки (указательным, средним и безымян­
ным) через платок производятся поглаживания языка от кор­
ня к кончику, затрагивая среднюю линию и периферические
отделы.

• При помощи чайной ложки или шпателя производятся погла­
живания с одновременным распластыванием языка.

• Растирание и разминание языка (продольные и спиралевид­
ные движения) большими и указательными пальцами с ис­
пользованием платка от средней линии к периферии, от кон­
чика языка к его корню с одновременным постепенным вы­
тягиванием языка из ротовой полости.

• Защипывание боковых краев и кончика языка большими и
указательными пальцами.

• Растирание и разминание языка при помощи зубной щетки
(головки со щетиной и ручки). Движения совершаются от
корня к кончику языка, от центра к периферии.

• Массаж подъязычной поверхности и дна ротовой полости при
помощи шарикового зонда для постановки звука [Р]. Направ­
лен на уменьшение слюноотделения и растягивание уздечки
языка.


При проведении тонизирующего массажа языка к ранее пе­речисленным приемам могут быть добавлены следующие:

• Пощипывание языка по всей его поверхности.

• Интенсивное перетирание языка при помощи салфетки из же-1

сткой ткани.

• Интенсивное похлопывание языка указательным и средним|

пальцами, шпателем, чайной ложкой.

• Покалывание языка игольчатым зондом.

• Постукивание по языку шариковым зондом.

Массаж десен, альвеолярного отростка и твердого нёба про-1 водится при недоразвитии верхней челюсти, укорочении зубной! дуги, запаздывании в прорезывании зубов и других ортодонтичес-|

ких показаниях.

В логопедической работе с детьми, имеющими нарушение фонетической стороны речи и анатомические дефекты органов ар­тикуляции, массаж мимической и артикуляционной мускулату i ры рекомендуется использовать в комплексе с артикуляционной гимнастикой и элементами миотерапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: