Хозяйственная жизнь традиционных обществ

Чтобы понять особенности жизни традиционного общества, нуж­но найти стержень или основный принцип его существования. Он и будет с определять своеобразие хозяйства, социальных отношений, власти и ду­ховной жизни. Состоит такой принцип в отрицательном, подозритель­ном и даже враждебном отношении к новому. Традиционализм прояв­лялся в недоверии к изобретениям, которые могли бы изменить труд, к поступкам, которые выходили за рамки издревле установленных правил жизни, к идеям, которые ориентировали на постоянный рост и обновле­ние, и т.д.

Конечно, это не означает, что в таких обществах ничего не меня­юсь. Однако масштабы изменений были малы, особенно в тех культурах, где отсутствовала письменность. Ведь все новшества могли сохраняться только в коллективной памяти. А так как человеческая память имеет есте­ственные пределы, то запоминалось только то, что имело прямое практи­ческое применение.

Заметим, что многие открытия и изобретения было связаны не по­требностями хозяйства, а с исполнением религиозных обрядов и ритуалах. Астрономические наблюдения и математические изыскания в первую очередь были обусловлены религиозными представлениями и пред­назначались для их обслуживания. Недаром, основными хранителями зна­ний выступали монастыри, храмы.

Самое главное состояло в том, что все эти изменения, даже большие по масштабу, носили вынужденный характер. Люди совершали их не потому, что хотели обновления и усовершенствования своей жизни, а по­тому что их к этому вынуждали внешние обстоятельства. Такими обстоя­тельствами были климатические изменения, нападения враждебных сосе­дей, истощение природных ресурсов, рост численности населения и т.д.

В чем причина такого отношения к миру? Ее можно связать с низ­ким уровнем развития технологий выживания. Иначе говоря, человече­ство начало свое существование с маленьких коллективов и весьма про­стых орудий труда. Сейчас мы бы назвали их примитивными. Такие ору­дия дают малую производительность труда. Казалось бы, что это должно толкать на постоянные изобретения для облегчения выживания. Однако эти же условия и породили боязнь новаций. Ведь новшества пугают из-за неизвестных последствий, а для малых коллективов с низкой производи­тельностью труда - это высокая вероятность гибели. Вот почему люди боль­ше предпочитали беречь, сохранять когда-то найденные способы жизни, чем внедрять новые. Такое отношение к миру закреплялось и превраща­лось тем самым в традицию. А традиция в свою очередь воздействовала на каждое новое поколение, определяя его мировоззрение и поведение.

Как это отражается на хозяйственной жизни общества? Масштабы технических изобретений малы, и стремление к внедрению технических новшеств в производство отсутствует. Поэтому техника носит инструмен­тальный или орудийный характер. Т.е. общество использует отдельные орудия, а не системы орудий. Заменяют они в основном физические фун­кции и предназначены дополнять несовершенство человеческих органов.

Преобладает простое воспроизводство: сколько произвели, столько и потребили. Да и производится столько, сколько нужно для потребления. Представьте себе общество, которое состоит из одних земледельцев. Все производят одно и то же. Какой смысл увеличивать объемы производ­ства? Характерной чертой является автаркия, т.е. все основные виды про­дукции, необходимой для жизни, производятся внутри отдельного хозяй­ства или коллектива общинников, соплеменников.

Основные виды хозяйственной деятельности: охота, рыболовство, собирательство. Их принято назвать присваивающими видами деятельнос­ти. Переход к цивилизациям привел к развитию хозяйства производящего т.е. ремесла, скотоводства и, в основном, земледелия. Недаром все тради­ционные общества принято называть аграрными.

Возникновение цивилизаций приводит к разделению на город и де­ревню. Города традиционных обществ являются административными, тор­говыми и ремесленными центрами. Их появление усиливает и усложняет разделение труда. Развиваются ремесла, специализация в духовной жизни Усиливаются отношения обмена. Но основной производитель в традиционных обществах по духу остается прежним. Он не ориентирован на рост производства, на предпринимательскую активность, на получение при­были. Поэтому обмен скорее носит вынужденный характер. Он ограни­чен рамками города и близлежащей округи и существует в форме рынков и ярмарок. А более широкий круг обмена, связавший даже Запад и Вос­ток, связан в основном с предметами роскоши. Поэтому основной силой, заставлявшей земледельцев производить больше, чем им было нужно, яв­лялось государство и потребности высших классов общества. Вот почему область производства в традиционных обществах мы назовем хозяйством, а не экономикой. Люди ведут хозяйство, больше опираясь на обычаи пред­ков, чем на расчет, взвешивание доходов и расходов, применение техни­ческих новшеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: