Чтобы понять особенности жизни традиционного общества, нужно найти стержень или основный принцип его существования. Он и будет с определять своеобразие хозяйства, социальных отношений, власти и духовной жизни. Состоит такой принцип в отрицательном, подозрительном и даже враждебном отношении к новому. Традиционализм проявлялся в недоверии к изобретениям, которые могли бы изменить труд, к поступкам, которые выходили за рамки издревле установленных правил жизни, к идеям, которые ориентировали на постоянный рост и обновление, и т.д.
Конечно, это не означает, что в таких обществах ничего не меняюсь. Однако масштабы изменений были малы, особенно в тех культурах, где отсутствовала письменность. Ведь все новшества могли сохраняться только в коллективной памяти. А так как человеческая память имеет естественные пределы, то запоминалось только то, что имело прямое практическое применение.
Заметим, что многие открытия и изобретения было связаны не потребностями хозяйства, а с исполнением религиозных обрядов и ритуалах. Астрономические наблюдения и математические изыскания в первую очередь были обусловлены религиозными представлениями и предназначались для их обслуживания. Недаром, основными хранителями знаний выступали монастыри, храмы.
|
|
Самое главное состояло в том, что все эти изменения, даже большие по масштабу, носили вынужденный характер. Люди совершали их не потому, что хотели обновления и усовершенствования своей жизни, а потому что их к этому вынуждали внешние обстоятельства. Такими обстоятельствами были климатические изменения, нападения враждебных соседей, истощение природных ресурсов, рост численности населения и т.д.
В чем причина такого отношения к миру? Ее можно связать с низким уровнем развития технологий выживания. Иначе говоря, человечество начало свое существование с маленьких коллективов и весьма простых орудий труда. Сейчас мы бы назвали их примитивными. Такие орудия дают малую производительность труда. Казалось бы, что это должно толкать на постоянные изобретения для облегчения выживания. Однако эти же условия и породили боязнь новаций. Ведь новшества пугают из-за неизвестных последствий, а для малых коллективов с низкой производительностью труда - это высокая вероятность гибели. Вот почему люди больше предпочитали беречь, сохранять когда-то найденные способы жизни, чем внедрять новые. Такое отношение к миру закреплялось и превращалось тем самым в традицию. А традиция в свою очередь воздействовала на каждое новое поколение, определяя его мировоззрение и поведение.
|
|
Как это отражается на хозяйственной жизни общества? Масштабы технических изобретений малы, и стремление к внедрению технических новшеств в производство отсутствует. Поэтому техника носит инструментальный или орудийный характер. Т.е. общество использует отдельные орудия, а не системы орудий. Заменяют они в основном физические функции и предназначены дополнять несовершенство человеческих органов.
Преобладает простое воспроизводство: сколько произвели, столько и потребили. Да и производится столько, сколько нужно для потребления. Представьте себе общество, которое состоит из одних земледельцев. Все производят одно и то же. Какой смысл увеличивать объемы производства? Характерной чертой является автаркия, т.е. все основные виды продукции, необходимой для жизни, производятся внутри отдельного хозяйства или коллектива общинников, соплеменников.
Основные виды хозяйственной деятельности: охота, рыболовство, собирательство. Их принято назвать присваивающими видами деятельности. Переход к цивилизациям привел к развитию хозяйства производящего т.е. ремесла, скотоводства и, в основном, земледелия. Недаром все традиционные общества принято называть аграрными.
Возникновение цивилизаций приводит к разделению на город и деревню. Города традиционных обществ являются административными, торговыми и ремесленными центрами. Их появление усиливает и усложняет разделение труда. Развиваются ремесла, специализация в духовной жизни Усиливаются отношения обмена. Но основной производитель в традиционных обществах по духу остается прежним. Он не ориентирован на рост производства, на предпринимательскую активность, на получение прибыли. Поэтому обмен скорее носит вынужденный характер. Он ограничен рамками города и близлежащей округи и существует в форме рынков и ярмарок. А более широкий круг обмена, связавший даже Запад и Восток, связан в основном с предметами роскоши. Поэтому основной силой, заставлявшей земледельцев производить больше, чем им было нужно, являлось государство и потребности высших классов общества. Вот почему область производства в традиционных обществах мы назовем хозяйством, а не экономикой. Люди ведут хозяйство, больше опираясь на обычаи предков, чем на расчет, взвешивание доходов и расходов, применение технических новшеств.