Социальные институты и их роль в жизни общества

Продолжим наше выявление существенных и в то же время своеоб­разных черт социальной жизни. Мы видим, что социальные отношения в обществе определяются системой статусов и ролей. Их существование их не случайно. Статусно-ролевая система призвана обеспечить нормаль­ную жизнь общества и решать проблемы человеческого взаимодействия. Такую же задачу выполняют социальные институты.

Когда мы встретим слово «институт», то должны понимать, что это не просто совокупность людей, работающих в научном заведении, а сово­купность любых отношений между людьми, которые предназначены вы­полнять в обществе определенные функции, регулируются определен­ными социальными нормами и носят легитимный характер. Например, семья в современном обществе является институтом. Это не каждая от­дельная семья, а тип отношений, созданный для удовлетворения опреде­ленных потребностей и узаконенный обществом через юридические нор­мы, моральные принципы и санкции за их нарушение. Общество придает семье определенные функции, важные для обеспечения социальной ста­бильности. Образование сейчас является институтом, но не было им в архаических обществах. Это не значит, что людей ничему не учили. Не были созданы специальные отношения, которые выполняли бы функцию образования и были бы легитимированы коллективом. Важно отметить, что социальные институты - это не просто совокупность привычек, обы­чаев, традиций. Мы не зря употребили слово «функции». Это значит, что люди совершают некоторые типичные, повторяющиеся действия, не потому что привыкли к этому, а потому что именно они позволяют решать насущные проблемы.

Теперь можно сформулировать признаки, по которым можно оп­ределить факт существования институтов.

1. Это наличие идеологии. В данном случае этим словом обознача­ют основополагающие убеждения, принципы, которые лежат в основе создания и функционирования институтов. Идеология показывает, для чего они нужны. Так прежде чем создать институт частной собственности, сле­дует сначала доказать или убедить общество, что это благо, что он необхо­дим, что его введение позволяет решить многие важные проблемы.

2.Это разработка статусно-ролевой системы, т.е. системы соци­альных норм, которые определяют позиции индивидов в структуре данно­го института и поведение его участников. Так если в обществе укрепилось представление о ценности частной собственности, то оно должно вопло­титься в конкретных социальных и правовых нормах, регулирующих это отношение. Иначе мы просто не определим, действует институт или нет, превратился ли он из идеи в реальность.

3. Одним из характерных, хотя и не всегда обязательных, признаков института является наличие организации или совокупности людей, специ­ализирующихся на выполнении той или иной социальной функции. Наи­более ярким примером таких институтов являются государство как орга­низация служащих и церковь как организация служителей культа.

4. Одной из задач институтов является не только эффективное реше­ние задач, ради которых они созданы, но и демонстрация факта своего существования. И это важно. Иначе как мы узнаем об их существовании. Эту функцию выполняет ритуализация поведения. Ритуалы -это особые действия. Как правило, они формализованы, т.е. придают большее значе­ние порядку исполнения действий, периодически повторяются и не име­ют прямой практической пользы. Скорее они нечто демонстрируют. Подъем флага, парад, периодические выступления главы правительства по ТВ - вот характерные признаки, призванные демонстрировать суще­ствование такого института, как государство.

5. Эту же задачу выполняют символические признаки. Символы -это особые предметы с особой задачей. Они всегда указывает на нечто, что-то обозначают. Типичным примером является знамя, задача которого указать на существование государства. По символам мы определяем, с каким институтом мы имеем дело. Для религии - это иконы, святыни, для бизнеса - патентные знаки, фабричная марка, знаки фирмы.

Создание и развитие системы социальных институтов отражает важ­ную потребность общества. Чем сложнее и динамичнее социальные отношения, тем больше задач приходится решать, но тем менее каждый отдель­ный человек способен их эффективно решать. Нельзя быть специалистом во всех областях жизни, да и не всегда возможно справиться с задачами одними своими силами. И люди находят выход. Они создают систему по­средников, позволяющих и предназначенных за них решать многообраз-нейшие проблемы социальной жизни. Государство, церковь, профсоюзы, партии, семья, школа, вуз - вот далеко не полный перечень институтов, призванных быть такими посредниками. Более того. Создание таких ин­ститутов - показатель устойчивости, стабильности общества. Процесс их формирования принято назвать словом «институализация».

В чем же воплощается их посредническая роль. Прежде всего, в выполнении коммуникативной функции. Институты обеспечивают взаи­модействие индивидов и социальных групп через создание и закрепление стандартов поведения (статусов и ролей). Выработка таких стандартов со­здает понятность, предсказуемость и приемлемость действий индивида для окружающих и их действий для индивида.

Также институты выполняют интегративную функцию, т.е. обес­печивают пути и способы вовлечения человека в общественную жизнь. Институт становится средством, благодаря которому индивидуальное уси­лие в большом обществе может приобрести коллективные формы или получить общественный резонанс. Одно дело идти со своей жалобой к чиновнику, а другое - передать ее в газету. Тогда вместо тебя начинает действовать организация, твоя проблема приобретает гласный, публич­ный характер.

Институты выступают также способом объединения индивидов, бла­годаря тому, что предоставляют модели коллективных действий. Как выра­зить, к примеру, протест, чтобы он был понят и принят окружающими? Митинги, демонстрации, шествия - вот немногие примеры таких форм свя­зи, которые обеспечивают мобилизацию людей и консолидацию их усилий.

Наконец, благодаря осуществлению интегративной функции инсти­тут обеспечивает включение индивида в социальную жизнь и признание им общественных ценностей. Это может быть служба в армии, участие в общественных святынях и ритуалах, оказание особого внимания симво­лам государственности и т.д. Когда люди в них участвуют, то они показыва­ют обществу, что признают его ценности. И общество или государство тем самым определяет отношение людей к себе.

Кроме того, социальные институты выполняют функцию трансля­ции. Она состоит в закреплении и воспроизводстве общественных отно­шений путем передачи накопленного социального опыта. Ведь способ су­ществования общества парадоксален. Люди приходят и уходят, их взгляды меняются. Но общество постоянно восстанавливает или длит себя, благо­даря сохранению моделей поведения и подключению к ним каждого ново­го поколения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: