Какие же причины могут порождать выделенные нами виды неравенства? Нетрудно заметить, что для нормального существования общества необходимо выполнение определенного набора социальных функций. Например, в любом обществе должны существовать люди, отвечающие за материальное обеспечение, за управление, за производство знаний. Все они одинаково важны, поскольку без них не будет обеспечена целостность и полнота общественной жизни.
Где же здесь место для неравенства? Не будем забывать, что хотя все социальные функции важны, но отношение людей к ним может быть различным. Почему? Во-первых, функции могут различаться по степени ответственности за судьбы других людей. Так, ответственность руководителя предприятия, принимающего решения по поводу судеб многих людей, и ответственность исполнителя, распоряжающегося только своей судьбой, несравнимы.
Во-вторых, общественные функции могут отличаться по времени и затратам на подготовку специалиста. Например, профессии врача приходиться учиться много лет и периодически переучиваться. Подготовка ко многим профессиям требует больших материальных затрат со стороны общества. Чтобы подготовить физика или химика требуется содержать много лабораторий, иметь множество приборов, проводить неоднократные эксперименты и т.д. Чтобы овладеть рядом профессий, например математика, требуются большие интеллектуальные усилия.
В-третьих, общественные функции могут отличаться друг от друга по степени приятности или неприятности исполнения вплоть до угрозы здоровью или жизни. Достаточно посмотреть на специфику работы шахтера, летчика, моряка, рабочих химических предприятий.
Какие следствия отсюда вытекают? Дело в том, что люди в силу перечисленных условий могут не желать выполнять общественные функции подобного типа. Можно конечно сказать, что людей в обществе много, характеры и темпераменты у всех разные, поэтому всегда найдутся желающие. Однако такой подход весьма опасен. Мы начинаем слишком полагаться на фактор случайности и усиливаем степень непредсказуемости возможных последствий. Кроме того, обществу небезразлично, какие люди и с какими качествами будут занимать общественные функции. Поэтому оно будет стараться проводить селекцию и регулирование потоков людей, стремящихся кем-то стать.
Каким же образом можно привлечь людей? Если желания самих людей называют мотивами, то воздействие на мотивы, чтобы их усилить, принято называть стимулами. Итак, общество может использовать стимулы для активизации человеческих потребностей. Понятно, что чем больше стимулов, тем больше людей вовлекаются в общественную жизнь. Однако мы можем их сгруппировать, т.е. выделить наиболее основные.
Первый вид стимула - прямое принуждение людей, т.е. применение насилия. Следующий стимул состоит в использовании общих целей, вдохновляющих людей. Это может быть идея долга, религиозные принципы, моральные принципы или воздействие на людей посредством убеждения.
И наконец, третьим основным стимулом можно назвать неравенство в распределении благ или воздействие на людей посредством поощрения. Как мы уже знаем, блага могут быть самыми различными. А общество в данном случае как бы говорит индивиду: «Больше работай, больше получишь того, чего желаешь».
Такую причину создания и существования неравенства можно обозначить термином «структурно-функциональная», т.е. обусловленная устройством общества. Она порождает неравенство в распределении благ. Но теперь мы видим, что в неравенстве подобного типа заинтересовано само общество.
Мы помним, что цивилизации прошлого, как правило, были кастовыми или сословными обществами. При этом разделяло людей не только имущественное положение, но и запрещение переходить из касты в касту. Кроме того, принадлежность к сословию или касте предполагала очень жесткие требования: соблюдать комплекс специфических правил. За несоблюдение следовало наказание. Важно, что не только бедным, но и богатым запрещалось менять свою сословную принадлежность, а также даже минимально отклоняться от предписанных правил поведения.
Значит, причина прикрепления к кастам или сословиям состояла не только в стремлении социальных групп сохранить свое высшее или низшее положение. Причину следует искать в особой заинтересованности общества. Но этот интерес имеет исторический характер и связан он с уровнем материального и духовного развития, а также с особенностями сложившихся обстоятельств. Суть в том, что общество всегда нуждается в выполнении определенных функций, но не всегда может обеспечить индивидам свободу выбора или вознаграждение за труд на благо общества. Причины такого положения дел могут лежать в низком уровне развития технологий, не позволяющем создать материальное изобилие для поощрения, в сложности географической среды, не дающей нужных ресурсов, неблагоприятном наследии прошлого, заставляющем тратить силы на восстановление общественной жизни или на изменение сознания людей, наличии опасных соседей, требующем тратить средства на оборону, и т.д.
Результат всегда одинаков. Общество старается прикрепить людей к выполняемым ими функциям и запретить или затруднить их переход из группы в группу. Так обеспечивается необходимое количество людей для выполнения важных социальных функций. Такую причину возникновения и существования неравенства можно назвать «исторической».
В результате общества начинают делиться на открытые и закрытые. Открытыми будут считаться общества, где каждый индивид может претендовать путем свободного выбора на выполнение любой социальной функции. Закрытыми являются общества, где все индивиды силой, законом или традицией прикреплены к своим функциям (ролям) и не могут выйти за их пределы. Это, конечно, крайние точки, а реально существовавшие общества распределяются по степени приближения к той или иной.
В данной картине социального неравенства остался неучтенным еще один фактор. Это интерес социальной группы, которая обладает властью, богатством и престижем. Обычно она добровольно не расстается со своим привилегированным положением или старается не делиться им с другими. Для этого разными способами перекрываются каналы доступа в свой круг представителям других социальных групп. Кроме того, привилегированные слои общества стремятся обеспечить воспроизводство условий, гарантирующих их высокое положение
Данную причину существования неравенства можно назвать «субъективной». Она порождает неравенство в стартовых позициях и усиливает неравенство в возможности себя реализовать.
Итак, мы выделили три причины возникновения и существования социального неравенства: структурно-функциональную, историческую и субъективную. А самое важное, увидели его связь с общественным интересом.
Тем самым неравенство оказывается сложным явлением, т.е. складывающимся из нескольких частей. Значит, и оценивать следует каждую часть отдельно. Утверждать, что неравенство есть абсолютное зло или абсолютное благо будет упрощением вопроса. Не забудем, что оценка тоже может быть разной. Одно дело моральное осуждение, а другое - подход с позиций эффективности.
Изменение отношения к неравенству происходит с формированием индустриальных цивилизаций, провозглашающих права и свободы личности. Это способствует осознанию своей индивидуальности, чувствительности к давлению общества, а в первую очередь, к препятствиям, мешающим реализации личностных качеств. Поэтому неравенство в стартовых позициях и в возможности себя реализовать начинает рассматриваться как социально несправедливое явление. Ведь оно ставит человека в зависимость не от своих личных усилий, а от внешних сил. Преодоление подобных форм неравенства обладает и социальной эффективностью, потому что ослабляет напряженность социальных конфликтов в обществе.
Для индустриальных обществ характерной становится проблема согласования индивидуального и общественного интереса. Ведь с одной стороны, общество, провозгласившее права и свободы личности, не может руководствоваться насилием, а с другой стороны, нуждается в реализации общественного интереса. В результате формируется концепция социальной справедливости, которая основана на принципе соглашения между человеком и обществом или договоре о взаимных гарантиях. Согласно ему каждая сторона должна пожертвовать частью своих прав ради гарантии взаимной безопасности и взаимного сохранения и сохранить принцип добровольности и свободы отношений.
В первую очередь общество создает условия для преодоления неравенства в стартовых позициях и возможности себя реализовать. Но они реализуются не как равенство по труду («кто не работает, тот не ест») или равенство в распределении благ. Общество выравнивает стартовые позиции через гарантию права на жизнь. Это проявляется в создании системы социальной защиты малоимущих слоев, пособий по безработице и т.д. Кроме того, создаются условия для реализации равенства возможностей так, чтобы успехи человека ставились в зависимость только от его личных усилий. Для этого ликвидируются различные сословно-кастовые ограничения. Наконец, общество гарантирует каждому право на проявление автономности и своеобразия путем отказа от единой идеологии и созданием правового государства. Тем самым индивида призывают руководствоваться принципом: поступай так, чтобы реализация твоего желания не препятствовала реализации желаний других.
Но с другой стороны общество нуждается в создании способов вовлечения человека в общественную жизнь. Для этого используется система стимулов. В этой системе неравенство в распределении благ становится одним из доминирующих стимулов. Общество тем самым реализует принцип: если хочешь добиться цели, то ориентируйся на поощрение и убеждение. В результате неравенство в распределении благ становится частью работы принципа справедливости. Оно связывается с зависимостью масштабов обладания благами от собственного усилия.