Роль социального неравенства в жизни современного общества

Какие же причины могут порождать выделенные нами виды нера­венства? Нетрудно заметить, что для нормального существования обще­ства необходимо выполнение определенного набора социальных функ­ций. Например, в любом обществе должны существовать люди, отвечаю­щие за материальное обеспечение, за управление, за производство зна­ний. Все они одинаково важны, поскольку без них не будет обеспечена целостность и полнота общественной жизни.

Где же здесь место для неравенства? Не будем забывать, что хотя все социальные функции важны, но отношение людей к ним может быть различным. Почему? Во-первых, функции могут различаться по степени ответственности за судьбы других людей. Так, ответственность руково­дителя предприятия, принимающего решения по поводу судеб многих людей, и ответственность исполнителя, распоряжающегося только своей судьбой, несравнимы.

Во-вторых, общественные функции могут отличаться по времени и затратам на подготовку специалиста. Например, профессии врача при­ходиться учиться много лет и периодически переучиваться. Подготовка ко многим профессиям требует больших материальных затрат со стороны общества. Чтобы подготовить физика или химика требуется содержать много лабораторий, иметь множество приборов, проводить неоднократ­ные эксперименты и т.д. Чтобы овладеть рядом профессий, например ма­тематика, требуются большие интеллектуальные усилия.

В-третьих, общественные функции могут отличаться друг от друга по степени приятности или неприятности исполнения вплоть до угро­зы здоровью или жизни. Достаточно посмотреть на специфику работы шахтера, летчика, моряка, рабочих химических предприятий.

Какие следствия отсюда вытекают? Дело в том, что люди в силу перечисленных условий могут не желать выполнять общественные функ­ции подобного типа. Можно конечно сказать, что людей в обществе мно­го, характеры и темпераменты у всех разные, поэтому всегда найдутся желающие. Однако такой подход весьма опасен. Мы начинаем слишком полагаться на фактор случайности и усиливаем степень непредсказуемо­сти возможных последствий. Кроме того, обществу небезразлично, какие люди и с какими качествами будут занимать общественные функции. По­этому оно будет стараться проводить селекцию и регулирование потоков людей, стремящихся кем-то стать.

Каким же образом можно привлечь людей? Если желания самих людей называют мотивами, то воздействие на мотивы, чтобы их усилить, принято называть стимулами. Итак, общество может использовать стиму­лы для активизации человеческих потребностей. Понятно, что чем больше стимулов, тем больше людей вовлекаются в общественную жизнь. Однако мы можем их сгруппировать, т.е. выделить наиболее основные.

Первый вид стимула - прямое принуждение людей, т.е. применение насилия. Следующий стимул состоит в использовании общих целей, вдох­новляющих людей. Это может быть идея долга, религиозные принципы, моральные принципы или воздействие на людей посредством убеждения.

И наконец, третьим основным стимулом можно назвать неравенство в распределении благ или воздействие на людей посредством поощрения. Как мы уже знаем, блага могут быть самыми различными. А общество в данном случае как бы говорит индивиду: «Больше работай, больше полу­чишь того, чего желаешь».

Такую причину создания и существования неравенства можно обо­значить термином «структурно-функциональная», т.е. обусловленная устройством общества. Она порождает неравенство в распределении благ. Но теперь мы видим, что в неравенстве подобного типа заинтересовано само общество.

Мы помним, что цивилизации прошлого, как правило, были касто­выми или сословными обществами. При этом разделяло людей не только имущественное положение, но и запрещение переходить из касты в касту. Кроме того, принадлежность к сословию или касте предполагала очень жесткие требования: соблюдать комплекс специфических правил. За не­соблюдение следовало наказание. Важно, что не только бедным, но и бога­тым запрещалось менять свою сословную принадлежность, а также даже минимально отклоняться от предписанных правил поведения.

Значит, причина прикрепления к кастам или сословиям состояла не только в стремлении социальных групп сохранить свое высшее или низшее положение. Причину следует искать в особой заинтересованности обще­ства. Но этот интерес имеет исторический характер и связан он с уровнем материального и духовного развития, а также с особенностями сложивших­ся обстоятельств. Суть в том, что общество всегда нуждается в выполне­нии определенных функций, но не всегда может обеспечить индивидам свободу выбора или вознаграждение за труд на благо общества. Причи­ны такого положения дел могут лежать в низком уровне развития техноло­гий, не позволяющем создать материальное изобилие для поощрения, в слож­ности географической среды, не дающей нужных ресурсов, неблагоприят­ном наследии прошлого, заставляющем тратить силы на восстановление общественной жизни или на изменение сознания людей, наличии опасных соседей, требующем тратить средства на оборону, и т.д.

Результат всегда одинаков. Общество старается прикрепить людей к выполняемым ими функциям и запретить или затруднить их переход из группы в группу. Так обеспечивается необходимое количество людей для выполнения важных социальных функций. Такую причину возникнове­ния и существования неравенства можно назвать «исторической».

В результате общества начинают делиться на открытые и закрытые. Открытыми будут считаться общества, где каждый индивид может пре­тендовать путем свободного выбора на выполнение любой социальной функции. Закрытыми являются общества, где все индивиды силой, зако­ном или традицией прикреплены к своим функциям (ролям) и не могут выйти за их пределы. Это, конечно, крайние точки, а реально существо­вавшие общества распределяются по степени приближения к той или иной.

В данной картине социального неравенства остался неучтенным еще один фактор. Это интерес социальной группы, которая обладает вла­стью, богатством и престижем. Обычно она добровольно не расстается со своим привилегированным положением или старается не делиться им с другими. Для этого разными способами перекрываются каналы доступа в свой круг представителям других социальных групп. Кроме того, привиле­гированные слои общества стремятся обеспечить воспроизводство усло­вий, гарантирующих их высокое положение

Данную причину существования неравенства можно назвать «субъективной». Она порождает неравенство в стартовых позициях и уси­ливает неравенство в возможности себя реализовать.

Итак, мы выделили три причины возникновения и существования социального неравенства: структурно-функциональную, историческую и субъективную. А самое важное, увидели его связь с общественным инте­ресом.

Тем самым неравенство оказывается сложным явлением, т.е. скла­дывающимся из нескольких частей. Значит, и оценивать следует каждую часть отдельно. Утверждать, что неравенство есть абсолютное зло или аб­солютное благо будет упрощением вопроса. Не забудем, что оценка тоже может быть разной. Одно дело моральное осуждение, а другое - подход с позиций эффективности.

Изменение отношения к неравенству происходит с формировани­ем индустриальных цивилизаций, провозглашающих права и свободы лич­ности. Это способствует осознанию своей индивидуальности, чувстви­тельности к давлению общества, а в первую очередь, к препятствиям, ме­шающим реализации личностных качеств. Поэтому неравенство в старто­вых позициях и в возможности себя реализовать начинает рассматривать­ся как социально несправедливое явление. Ведь оно ставит человека в за­висимость не от своих личных усилий, а от внешних сил. Преодоление подобных форм неравенства обладает и социальной эффективностью, потому что ослабляет напряженность социальных конфликтов в обществе.

Для индустриальных обществ характерной становится проблема согласования индивидуального и общественного интереса. Ведь с одной стороны, общество, провозгласившее права и свободы личности, не мо­жет руководствоваться насилием, а с другой стороны, нуждается в реали­зации общественного интереса. В результате формируется концепция социальной справедливости, которая основана на принципе соглашения меж­ду человеком и обществом или договоре о взаимных гарантиях. Согласно ему каждая сторона должна пожертвовать частью своих прав ради гаран­тии взаимной безопасности и взаимного сохранения и сохранить принцип добровольности и свободы отношений.

В первую очередь общество создает условия для преодоления неравен­ства в стартовых позициях и возможности себя реализовать. Но они реализуют­ся не как равенство по труду («кто не работает, тот не ест») или равенство в распределении благ. Общество выравнивает стартовые позиции через гаран­тию права на жизнь. Это проявляется в создании системы социальной защиты малоимущих слоев, пособий по безработице и т.д. Кроме того, создаются усло­вия для реализации равенства возможностей так, чтобы успехи человека стави­лись в зависимость только от его личных усилий. Для этого ликвидируются различные сословно-кастовые ограничения. Наконец, общество гарантирует каждому право на проявление автономности и своеобразия путем отказа от единой идеологии и созданием правового государства. Тем самым индивида призывают руководствоваться принципом: поступай так, чтобы реализация тво­его желания не препятствовала реализации желаний других.

Но с другой стороны общество нуждается в создании способов вовлечения человека в общественную жизнь. Для этого используется сис­тема стимулов. В этой системе неравенство в распределении благ стано­вится одним из доминирующих стимулов. Общество тем самым реализует принцип: если хочешь добиться цели, то ориентируйся на поощрение и убеждение. В результате неравенство в распределении благ становится частью работы принципа справедливости. Оно связывается с зависимос­тью масштабов обладания благами от собственного усилия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: