2. Хрестоматия по новейшей истории России. 1917 – 2004. В 2-х ч. Ч.1, 2. М., 2005.
3. Хрестоматия по истории России / Под ред. Киселев А.Ф., Щагина Э.М. Ч. 2. М., 2005.
Чтение исторических источников также должно сопровождаться конспектированием отдельных положений, которые раскрывают и иллюстрируют вопросы плана семинарских занятий. На этот, последний этап самостоятельной работы, студент должен обратить самое серьезное внимание, т. к. это основная и наиболее сложная часть его работы.
Работа с источниками является основой исторического исследования, но она очень важна не только для историка, и не только потому, что позволяет получить информацию о человеке, обществе, государстве, о событиях, происходивших в разное время и в различных частях мира, и таким образом, реконструировать прошлое, что само по себе очень важно. Работа с источниками поможет студентам:
- научиться делать логические умозаключения;
- вдумчиво читать тексты;
- извлекать из документов максимум информации;
- интерпретировать тексты.
|
|
Под историческим источником понимаются произведения, создаваемые людьми в процессе целенаправленной творческой деятельности. Эти произведения (или их сохранившиеся фрагменты) фиксируют заложенную в них информацию о людях, создавших эти произведения, о том историческом времени и месте, в котором возникновение этих произведений и их последующее функционирование оказались возможными.
Российский историк культуры П.П. Карсавин в своем учебном пособии “Теория истории” (1920 г.) писал, что именно источники создают реальную возможность научного познания прошлого: “Через источник, как часть минувшего, мы вживаемся в единство этого минувшего и, познавая часть, в ней уже познаем и целое”.
Исторические источники можно разделить на письменные, вещественные, аудиовизуальные, изобразительные и др. Мы будем иметь дело только с письменными источниками, в основном, с их фрагментами, которые собраны в хрестоматии. Источники при всем многообразии структуры, содержания, происхождения, обстоятельств возникновения имеют общие свойства формы и содержания. Это создает возможность единого научного подхода к ним.
Структура исследования источника:
1. Прежде всего, следует изучить ту социокультурную обстановку, в которой создавался источник, без ее знания невозможно интерпретировать источник. Для этого необходимо проработать материалы лекций, учебной и дополнительной литературы.
2. Необходимо учитывать обстоятельства, в которых создавался источник. В одних и тех же исторических условиях один и тот же человек может создавать произведения, существенно различающиеся как по полноте сообщаемой информации, так и по степени ее достоверности. Это зависит от обстоятельств, в которых находится автор. Иногда автор не располагает необходимой информацией, или намеренно дает неполную или недостоверную информацию.
|
|
3. Необходимо интерпретировать источник с целью установления того смысла, который вкладывал в произведение его автор.
4. Анализ содержания: основное внимание следует уделить полноте сведений источника и их достоверности. Выявленная фактическая информация систематизируется и последовательно анализируется, т.е. интерпретируются те сведения, которые, намеренно или помимо своей воли, сообщает источник, свидетельствующие прямо или косвенно о своем авторе и о том этапе социального развития, когда источник был создан.
5. Заключительный этап работы: необходимо дать обобщенную оценку значения исследуемого источника.
Если при работе над вопросами семинарского занятия возникнут трудности, то необходимую помощь студент может получить у преподавателя, ведущего семинарские занятия в группе, в часы, отведенные для консультаций. Активная работа на семинаре учитывается при сдаче экзамена. В случае пропуска семинарского занятия студент обязан самостоятельно изучить вопросы семинара и отчитаться перед преподавателем.
4. Изучение курса заканчивается промежуточной аттестацией, подготовка к ней – это последний этап в самостоятельной работе студента над курсом Истории. Чтобы проверить свой уровень готовности к сдаче экзамена студент может обратиться к тестовому материалу по истории.
В данной методической разработке студентам предлагаются:
- планы семинарских занятий, список дополнительной литературы, методические рекомендации к изучению каждой темы; практические задания к каждому разделу;
- примерная тематика рефератов и методические рекомендации по их написанию;
- контрольные задания к каждому модулю;
- примерные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации;
- тестовый материал по курсу истории;
- словарь терминов по дисциплине.
История обеспечивает необходимый уровень мировоззренческих и научных знаний, составляющих необходимый фундамент для выработки основных профессиональных знаний выпускаемых специалистов. Студент должен обладать определенным набором исторических компетенций, которые выражают собой основные положения исторической дисциплины и представлены в программе по курсу история.