Командный подход в менеджменте

Современные организации обладают ярко выраженными тенденциями к усложнению и увеличению своего структурного и функционального состава – это требует использовать более эффективные организационные формы и методы коллективного управления. Следствием этого является минимизация времени, необходимого для принятия управленческого решения с одновременным повышением качества этого решения. Один из возможных путей решения проблемы – создание управленческой команды.

Почти все успешно развивающиеся и конкурентоспособные фирмы в нашей стране и за рубежом строят свое развитие как на основе удовлетворения потребностей потребителя настоящего времени, так и потребностей завтрашнего дня (отделы научных исследований, перспективные лаборатории, аналитические службы). Эти подразделения отличаются повышенной подвижностью организационных структур – т.н. «меняющаяся геометрия», связанная со сменой задач, переходом сотрудников от проекта к проекту, создание временных творческих коллективов. В корпорации «Интелл» доля таких инновационных подразделений составляет 25% от всего числа сотрудников. Успешное функционирование этих служб определяется тем, удастся ли создать коллектив единомышленников, принимающих на себя ответственность за перспективы развития организации вместе с администрацией.

Еще один аспект командного подхода в менеджменте является не столь очевидным, но, возможно, самым существенным для функционирования организационных структур – производительность труда в современной организации зависит от осознания того факта, что работник (в частности, менеджер) связан с созданием коллективного продукта труда – т.е. «командный» подход имеет огромное значение как мотивирующий фактор.

В том случае, если менеджмент организации в полной мере осознает всю необходимость и позитивность командного подхода и реализует его на практике, удается сформировать специфическую организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных работников на общие цели.

Командный менеджмент, т.е. менеджмент, осуществляемый посредством создания и функционирования управленческих команд как одна из форм коллективного управления, основан на процессе делегирования полномочий. Почти все организации наделяют менеджеров различных уровней ответственностью за более широкий круг задач, чем тот, с которым они могли бы справиться лично. («Чем менеджер отличается от остальных членов организации? – личной ответственностью за достижение целей организации» по определению П. Друккера [12]).

Для того чтобы они могли нести эту ответственность, создаются те или иные формы коллективного управления, основанные на перераспределении ответственности. Однако такая передача оказывается затруднительной для многих менеджеров. Они боятся, что важными аспектами дела их подчиненные или коллеги пренебрегут или выполнят их кое-как, и поэтому испытывают искушение брать все важные задачи на себя.

В успешных управленческих группах выработка и принятие решений осуществляются непосредственно группой, а роль администратора сводится к тому, чтобы создать для этого необходимые условия, определить границы пространства решения и дать в затруднительном случае необходимый совет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: