Расчет циркуляционного движения производится с полного хода
прямым курсом при перекладке руля, начиная с a=5 градусов на правый борт. Через интервал расчетного времени в 3-4 минуты при наступлении периода установившейся циркуляции руль последовательно перекладывается по 5 градусов вплоть до 45-50 градусов. В конце каждого интервала снимаются с информационных окон экрана монитора значения параметров движения:
и заносятся в таблицу 3.1. Возможно также заполнение таблицы 3.1 из файла хранения результатов расчета. По данным таблицы должна быть построена диаграмма управляемости судна (рисунок 1.4).
Таблица 3.1. Результаты расчета циркуляционного движения.
, град
|
| ….. | |||||
, м/c
| |||||||
| |||||||
, рад
| |||||||
| |||||||
|
Расчет и построение диаграммы управляемости в области малых углов перекладки рулей осуществляется так: задается угол перекладки
градусов и выполняется расчет до наступления установившейся циркуляции. Затем с малым шагом (1 - 2 градуса) угол перекладки уменьшается до
градусов. Далее с еще меньшим шагом (0.2 -1 градус) угол перекладки назначается в область отрицательных углов
. Расчет последовательно проводится до момента смены знака
. Угол перекладки рулей фиксируется и полагается как критический угол перекладки
. Подробно этот расчет излагается в п. 3.5.
Приводится траектория движения при максимальном угле перекладки рулей (рисунок 3.6). Приводятся зависимости кинематических параметров движения судна при максимальном угле перекладки рулей (рисунок 3.7).
Критерий поворотливости, по нормам Регистра:
- для судов внутреннего и смешанного плавания;
- для морских судов.

Рис. 3.6. Циркуляция судна при
= 350.

Рис. 3.7. Кинематические параметры циркуляция судна при
= 350.
Проверка нормы поворотливости:

Критерий поворотливости должен выполняться при
.
, град
, м/c
, рад






