Термин «ключевые компетентности» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных. Предполагается, что ключевые компетентности носят надпрофессиональный характер и необходимы в любой области деятельности. Исходя из этого, можно определить качества, необходимые человеку в любой профессиональной деятельности, это:
· Способность работать самостоятельно, без постоянного руководства;
· Способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
· Способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
· Готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
· Умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
· Способность уживаться с другими;
· Способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
· Умение принимать решения на основе здравых суждений – т.е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически (10).
|
|
Стратегия модернизации образования в РФ предполагает, что в основу обновленного содержания общего и профессионального образования будут положены ключевые компетентности. В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах».
Как можно заметить, само понятие «ключевые компетентности» еще не определено достаточно четко. Было сделано несколько попыток и среди них - амбициозный международный проект, осуществлявшийся Организацией экономического сотрудничества и развития и Национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США. Несмотря на то, что проект так и назывался "Определение и отбор ключевых компетентностей", его авторы с некоторым унынием констатировали, что им не удалось дать строгое определение ключевых компетентностей, которое позволило бы проводить отбор по формальным признакам.
Вместе с тем в результате многообразных дискуссий сегодня стало ясно, что ключевые компетентности характеризуются тем, что они:
· позволяют решать сложные (неалгоритмические) задачи;
· полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
· переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
· требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
|
|
· сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования...);
· реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Согласно упоминавшемуся проекту "Определение и отбор ключевых компетентностей" в список входят:
· автономное рефлексивное действие;
· интерактивное использование средств;
· участие в работе неоднородных групп;
· критическое мышление;
· решение задач.
Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в образовании, но и на работе, в семье, политической сфере и др.
Существует множество подходов к определению набора ключевых компетентностей. В программных документах по модернизации российского образования выделяются следующие компетентности:
· Познавательной деятельности, основанные на усвоение знаний из различных источников информации;
· Общественной деятельности;
· Трудовой деятельности;
· Информационные и коммуникативные.
Ключевые компетентности принципиально связаны с решением неалгоритмизуемых задач и обладают свойством переносимости на разные предметности, тогда попытки свести их к сумме более или менее обобщенных навыков выхолащивают сами идеи "переносимости" и неалгоритмичности. Более глубокий подход к этому вопросу состоит не в том, чтобы выбрать компетентность или навыки, а в том, чтобы увидеть связь между ними
В мировой образовательной практике представлена преимущественно следующая структура (набор) ключевых компетенций:
· компетенция в сфере познавательной деятельности, основанная на усвоении способов самостоятельного приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
· компетенция в сфере общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, члена социальной группы, коллектива);
· компетенция в сфере трудовой деятельности (в том числе умение анализировать и использовать ситуацию на рынке труда, оценивать и совершенствовать свои профессиональные возможности, навыки самоорганизации и т.д.);
· компетенция в бытовой сфере (включая аспекты семейной жизни, сохранения и укрепления здоровья и т.д.);
· компетенция в сфере культурной деятельности (включая набор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).