М.Чошанов, анализируя работы отечественных и зарубежных авторов выделяет следующие признаки, присущие именно педагогическим технологиям:
· диагностичное целеобразование
· результативность (два эти признака предполагают гарантированное достижение цели);
· экономичность (выражает качество пед.технологий, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда преподавателя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые сроки);
· алгоритмизируемость
· проектируемость
· целостность
· управляемость (эти четыре признака отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий);
· корректируемость педполагает возможное построение оперативной работы связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
· визуализация затрагивает вопросы применения различных аудиовизуальных и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
|
|
В качестве критериев того, что деятельность преподавателя в некотором фрагменте педагогического процесса протекает на технологическом уровне, В.А.Сластёнин и Н.Г.Руденко выделяют следующие:
· наличие четко и диагностично заданной цели, т.е. корректно-измеримого представления понятий, операций, деятельности, студентов как ожидаемого результата обучения, способов диагностики достижения этой цели;
· представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;
· наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т.п.);
· указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (преподавателя и студентов, студентов друг с другом), а также их взаимодействия с информационной техникой (компьютером, видеосистемой и т.п.);
· мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и студентов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
· указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил;
· применение в учебном процессе новейших средств и способов переработки информации.
Понятие «педагогическая технология» относится к междисциплинарному уровню. В педагогической технологии ставится и реализуется цель выявления принципов, разработка приемов и методов, подбор форм оптимизации обучения и воспитания. Эта цель достигается упорядоченной системой процедур, неукоснительное выполнение которых приводит к достижению наилучшего результата (Беспалько В.В., 1989)
|
|
Педагогическая технология в результативном аспекте характеризуется (БезруковаВ.С., 1996):
· четким и ясным определением целей деятельности и их диагностируемостью;
· возможностью осуществления объективного контроля последовательно решаемых задач на различных этапах достижения цели;
· структурной и содержательной целостностью педагогической деятельности;
· недопустимостью экспромтов в ходе образовательного процесса, не гарантирующих достижения целей.