Понятие «педагогическая технология» и «методика преподавания»

Следует разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения». В. Гузеев считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.

В.М. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики – это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

Для традиционного процесса обучения всегда существовала и существует своя традиционная технология обучения, характерная для тех методов и средств, которыми преподаватель пользуется при организации и проведении учебного процесса. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обученияэто наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Первоначально термин «технология обучения» был связан с применением технических средств об учения и средств обучения и методов программированного обучения в связи с развитием методов программирования процесса обучения акцент перешел на собственно технологию обучения. Прогресс компьютеров и информатики как науки о передаче, переработке и хранении информации, а также развитие средств коммуникации существенно расширили и изменили понятие термина «технология обучения» в сторону системного анализа и проектирования процесса обучения.

Сейчас «в литературе под термином «методика» принято понимать совокупность способов преподавания…»(Арстанов М.Ж., 1980). Однако «в настоящее время в мире сложилось два понятия методики преподавания:

· в узком смысле как совокупность приемов проведения занятий;

· в широком как наука о закономерностях организации массового процесса обучения…

Как и дидактика, методика преподавания является опытно - экспериментальной наукой» (Меняев А.Ф., 1993). По сложившейся традиции методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология только на последний из них. Кроме того, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии.

Есть группа авторов, в том числе Чернилевский Д.В., который считает, что понятие «технология обучения» шире, чем понятие «методика обучения». Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей обучения, при котором достижение этих целей обусловлено управлением. Он разделяет мнение проф. В.М. Монахова о том, что «приход технологии на смену традиционной методике должен, безусловно, способствовать повышению эффективности учебного процесса». Если, методика, в основе своей – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличает, по мнению Д.В. Чернилевского, ряд принципиальных моментов, таких как:

· организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс;

· содержательная техника реализации учебного процесса;

· описание процесса достижения планируемых результатов обучения, т.е. достижение целей обучения;

· процесс обучения в системе, объединяющей личностный и коллективный поиск, учитывающий все взаимосвязанные элементы педагогической системы;

· методологическая основа методики, поскольку методика, как данность, находит в технологии свое обоснование и процесс построения;

· процессуальный, динамичный характер процесса обучения в отличие от методики, дающей вполне определённые конкретные рекомендации;

· ориентация не на один предмет и на достижение одной цели, а на универсализацию подходов к изучению учебного материала;

· ориентация на обучающихся, в то время как методика ориентирована на преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: