Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке
образования. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала..., осуществляемую в процессе производства продукции», что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология», «технология обучения».
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько).
Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
Педагогическая технология – это набор процедур, обновляющих профессиональную деятельность учителя и гарантирующих конечный планируемый результат (В.М. Монахов).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
|
|
В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В структуру технологии обучения входят:
· концептуальная основа;
· содержательная часть (цели, содержание обучения);
· процессуальная часть (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся, деятельность учителя – управление образовательным процессом, диагностика учебного процесса).
Таким образом, в понятии «технология обучения» следует выделить два слоя: наука или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение.
Следовательно, технология обучения – это системная категория, ориентированная на дидактическое применение научного знания, научные подходы к анализу и организации учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей и направленности на достижение высоких результатов в развитии личности студента.
Выход на технологический уровень проектирования учебного процесса и реализации этого проекта делает учителя высокопрофессиональным специалистом, выступает альтернативой формального образования, значительно усиливает роль самого обучаемого и открывает новые горизонты развития творчества.
|
|
Классификацию технологий обучения можно осуществлять по разным признакам и корням. В настоящее время нет какой-либо общепризнанной классификации, поэтому мы приведем точки зрения различных исследователей. Так, Г. Селевко выделяет следующие группы педагогических технологий:
· по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистические технологии;
· по ориентации на личностные структуры: информационные технологии, операционные, эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные, технология саморазвития, эвристические и прикладные технологии;
· по характеру содержания и структуры – технологии обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические и др.
Академик В.П. Беспалько предложил классификацию педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося. Сочетание различных признаков взаимодействия учителя с учеником определяет следующие виды технологий:
· классическое лекционное обучение;
· обучение с помощью аудиовизуальных технических средств;
· система «консультант»;
· обучение с помощью учебной книги,
· система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения;
· компьютерное обучение;
· система «репетитор» – индивидуальное обучение;
· «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа.
Ф.Я. Савельев констатирует, что технологии следует разделять на традиционные и инновационные, и предлагает классифицировать их
· по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей;
· по целям обучения;
· по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин;
· по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии;
· по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные;
· по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.