Модуль 3 система учебно-методического обеспечения в вузе

ТЕМА 1: Теоретические основы учебно-методического обеспечения в ВУЗе.

Современная образовательная ситуация, на фоне активных инновационных процессов в социальной и экономической сферах жизни нашего общества, выдвигает на первый план проблему подготовки педагогических кадров качественно иного уровня, способных работать в инновационной, развивающей и развивающейся школе.

Как исходная система ценностей, идеалов и целей, идеология современного педагогического образования, квалифицирует его как сферу духовного производства, продукт которого - не просто присвоение новых знаний, новых целей, новых ценностей и личностных смыслов, но и раскрытие сущностных сил педагога, его интеллектуального и нравственного потенциала, его способности свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы.

Современные исследования различных аспектов педагогического образования направлены на разрешение противоречий, характерных для современной высшей школы. Все более острыми становятся противоречия между:

· академическими знаниями педагогической науки и инструментальным назначением этих знаний в практической деятельности;

· много предметностью гуманитарных знаний, необходимых для качественной подготовки современного специалиста в области образования, и отсутствием основы их интеграции:

· отчужденностью студента в процессе осуществления индиви­дуального образовательного маршрута и необходимостью организации процесса становления студента как субъекта профессиональной деятельности;

· сложившимся стереотипом преподавательской деятельности педагогов высшей школы и готовностью к активному участию в разви­тии системы высшего образования;

· наличием вариативных учебных пособий и потребностью в согласовании учебно-методического обеспечения соответствующего государственного образовательного стандарта высшего педагогического образования;

· учебно-методическим оснащением и появлением педагогических дисциплин, отражающих новое содержание педагогического образования и, соответственно, требующих иного учебно-методического обеспечения.

Как известно, огромную роль в становлении будущего учителя играют гуманитарные знания, в том числе знания педагогических дисциплин, позволяющие студенту овладевать знаниями о человеке как развивающейся личности, субъекте жизнедеятельности; о себе как субъекте образовательной деятельности; о социально-психологических закономерностях взаимодействия человека с обществом, природой, другими людьми; о сущности, содержании и структуре образовательных процессов.

Знание педагогических дисциплин способствует овладению студентом умениями строить культуро- и природосообразные образовательные процессы; способами работы с участниками образовательного процесса любого возраста; способами проектирования образовательных систем, опытно-экспериментальной работы в области образования.

Функции педагогических дисциплин имеют фундаментальный обще профессиональный характер. Вместе с тем научной разработкой обеспечения педагогических дисциплин практически не занимались, хотя последнее время стали активно разрабатываться различные программы педагогических дисциплин государственного образовательного стандарта (Т.К. Ахаян, И.С. Батракова, З.И. Васильева, Е.С. Заир-Бек, В.А. Извозчиков, Н.Ф. Радионова, Н.К. Сергеев, Ф.К. Савина, А.П. Тряпицына и др.).

Проблема исследования связана с разработкой теоретических основ учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе.

В решении данной проблемы важно учесть следующие положения:

· создание учебно-методического обеспечения, соответствующее тенденциям развития высшего профессионального образования обусловливает необходимость непрерывного его проектирования (в совместной деятельности преподавателей и студентов);

· на современном этапе развития педагогического образования проектирование учебно-методического обеспечения является решающим фактором реализации идей обновления государственных образовательных стандартов;

· дифференциация образовательно-профессиональных программ, потребность в ориентации на достижения преподавателя и студента в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе предполагает новую модель учебно-методического обеспечения, отражающую не только оптимальную совокупность средств, технологию использова­ния различных средств, но и технологию их проектирования, которая в свою очередь обусловлена определенными объективными и субъективными факторами;

· интегрированной основой структурирующей учебно-методического обеспечения как определенной целостности является выделение этапности становления студента как субъекта профессиональной деятельности;

· обеспечение единства, сохранение и развитие традиций подготовки педагога в России обусловливает необходимость определения специальных организационных структур, ориентированных на выработку единых требований стандарта и учета особенностей и традиций, региональных научно педагогических школ;

· продуктивность различных подходов к проектированию учеб­но-методического обеспечения с достаточной полнотой может быть определена с помощью критериев, раскрывающих научную обоснованность исходной концепции, анализа роста достижений студента в процессе личностно-профессионального становления и роста продуктивности преподавательской деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: