Разработка контрольно-измерительных материалов

В процессе обучения важную роль играет так называемая об­ратная связь, т. е. та информация, которая поступает от учащегося к преподавателю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях и дости­жениях обучающихся в овладении знаниями, развитии умений и на­выков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. На основе обратной связи преподаватель осуществляет ряд операций: проверку, конт­роль, учет, оценку результатов учебной деятельности, а также вы­ставление отметок. Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения. Дадим им краткое пояснение.

Проверка — процесс установления успехов и трудностей в ов­ладении знаниями и развитии, степени достижения целей обуче­ния.

Контроль — операция сопоставления, сличения запланирован­ного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учет — фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка — суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью сти­мулировать повышение качества учебной работы учащихся.

Выставление отметки — определение балла или ранга по офи­циально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности.

Очень важным в процессе педагогической диагностики являет­ся вопрос о содержании понятия учебной успешности. Из общей концепции развивающего обучения следует, что характеристика эталона должна включать не только требования к овладению зна­ниями, развитию умений и навыков, но и показатели развития, что довольно трудно определить как эталон. Поэтому на практике проверку и оценку сводят, к сожалению, к диагностике ЗУНов.

Стратегия диагностики содержит также требование всесторон­ности проверки результатов обучения в когнитивной (овладение знаниями и способами их применения), психологической (разви­тие личности) и социальной (социальная адаптация) сферах.

В когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями в соответствии с таксономией целей обучения (Б. Блум). Называют­ся, например, уровни овладения материалом, когда ученик зна­ет, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает учебный материал. В отечественной дидактике выделяют, как уже указывалось, уровни узнавания, понимания, усвоения, овладе­ния как в отношении типовых, так и творческих действий.

В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, умения действовать в стандартных (типичных) и нестандартных ситуациях. Очень важным является понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию) и спо­собностей (познавательных, коммуникативных, эмпатийных, твор­ческих и др.).

В социальной сфере диагностируются степень овладения соци­альными нормами, нравственное и правовое самосознание, об­щественная активность, адаптированность в коллективе и спо­собность к адаптации в изменяющейся социальной среде.

Все процедуры диагностики служат воплощению основных функций проверки и оценки результатов обучения: образователь­ной, стимулирующей, аналитико-корректирующей, воспитыва­ющей и развивающей, контрольной.

Образовательная функция заключается в том, что проверка, кон­троль, учет остаются органическими элементами обучения и их задача не столько выявить, зафиксировать состояние дел, уровень обученности, сколько способствовать научению, исправить ошиб­ки, проинструктировать, помочь в дальнейшем продвижении.

Стимулирующая функция как продолжение и дополнение об­разовательной призвана обеспечить, чтобы контроль не дезорга­низовывал деятельность ученика, а вдохновлял его, вселял уве­ренность в достижимости новых целей, более высокого уровня обученности и развития.

Аналитико-корректирующая функция связана с педагогической рефлексией учителя, его самоанализом, совершенствованием пла­нирования и организации обучения. Эта функция касается и уче­ника, способов преодоления трудностей, коррекции и самокор­рекции учебно-познавательной деятельности.

Воспитывающая и развивающая функции связаны с формирова­нием адекватной самооценки, ответственности, устремленности, волевого саморегулирования и других социально ценных способ­ностей и черт характера.

Наконец, контрольная функция обеспечивает фиксирование уровня достижений, его соответствия нормам и стандартам, а также продвижения к более высоким уровням овладения знаниями и развития.

Различают и используют несколько видов контроля и оценки (диагностики): предваряющий, текущий, периодический и ито­говый.

Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся вновь скомплектованных классов, в которых учитель начинает преподавание. Он используется также в отношении вновь прибывших в класс учащихся, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.

Текущий контроль в форме устного опроса, письменных прове­рочных работ, фронтальной беседы проводится в процессе изуче­ния темы, является элементом многих уроков, прежде всего ком­бинированных.

Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде конт­рольных работ, собеседований, зачетов, тестирования целесооб­разен после изучения крупной темы или раздела.

Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определенного этапа обучения (се­местр, окончание образования). Его формы — зачеты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, экзамены.

Осуществляя все формы диагностики результатов обучения, педагогу нужно руководствоваться выработанными на основе опыта дидактическими требованиями и правилами.

Среди важнейших требований, предъявляемых к оценке зна­ний:

· объективность: оценивание действительных успехов и недостат­ков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке;

· субъективность: гуманистический подход, учет реальных воз­можностей, здоровья учащихся, стимулирующий, а не дезорганизирующий эффект оценивания;

· систематичность;

· открытость (гласность) и обоснованность;

· действенность, которая может выражаться в советах, указани­ях о том, как улучшить достижения, на что обратить внимание, каким способом работать дальше.

Необходимо различать контроль и оценивание процесса, когда ведущую роль играют коррекционная и стимулирующая функции, и контроль и оценивание результатов.

Итоговая оценка должна в первую очередь отражать результат. Отсюда рекомендации: не выставлять отметок, прежде всего итоговых, если процесс овладения определенным разделом, темой еще не завершен.

Вопросы для самопроверки.

1. Какие способы подготовки и принятия решения учебных задач вы можете назвать?

2. Воспроизведите схему педагогического процесса.

3. Перечислите принципы отбора содержания образования в высшей школе..

4. Какими критериями следует руководствоваться при отборе содержания материала учебных дисциплин?

5. Назовите действия, входящие в состав диагностики процесса и результатов обучения.

6. Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы вуза.

Вопросы для размышления.

1. Почему педагогическую технологию можно считать проектом педагогической системы?

2. Какова роль стандартов в образовании? Какие опасения вызывает стандартизация в образовании? К чему приведет отсутствие стандартов?

3. Как вы думаете, могут ли полностью совпадать педагогические цели преподавателей и студентов? Обоснуйте свой ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: