Для того, чтобы определить понятие учебно-методического обеспечения (УМО) как предмет педагогического исследования, необходимо рассмотреть теоретико-методологические основы изучения современного профессионального образования.
В настоящее время в отечественном образовании формируется новая парадигма социального познания, которая качественно меняет методолого - теоретические основы знания и методологии практики, деятельности управленцев, организаторов, педагогических работников и потребителей образовательных услуг в системе профессионального образования.
Прежде всего, назрела необходимость пересмотра фундаментальных теоретических представлений о человеке как продукте социальной среды и принятых в ней культурных моделей поведения. Предметом исследования становятся механизмы свободного ценностного самоопределения человека как условия его социальной целостности. Разработка образовательных проектов и систем опирается на исследование человеческой активности, в том числе и в профессиональной сфере, в рамках общечеловеческих культурных императивов, и в то же время, учитывая традиции развития нашей страны в контексте европейской цивилизации, с учетом особенностей становления духовности русского человека.
В связи с этим для преодоления технократизма, прочно укоренившегося в теории и практике функционирования образовательных учреждений профессиональной школы, недостаточно лишь декларативных призывов к гуманизации учебного процесса. Гуманизация образования должна получить прочную теоретико-методологическую базу, для чего необходимо изучение антропогенных факторов профессиональной деятельности, организации социально-педагогических процессов и систем, социокультурной инфраструктуры профессионального образования. Требуется разработка нетрадиционных методов, проникновение в микромир повседневности и в механизмы его взаимодействия с социально-групповыми мега социальными структурами общественных отношений, спецификой их проявления в рамках образовательного пространства личности и системы профессионального образование.
Важное значение в теоретико-методологических исследованиях приобретает разработка методик гуманитарной экспертизы экономических, социально-политических, социально-правовых, технико-технологических и других аспектов образовательных проектов и программ.
Данный комплекс проблем относится к философско-мировоззренческому и к общенаучному уровню теоретико-методологических основ развития профессионального образования как социального института.
Ведущими концепциями разработки проблематики данного уровня являются предлагаемые А.П. Беляевой концепции:
1) политеоретического подхода к анализу явлений и фактов в сфере профессионального образования, б рамках которой различные теории могут быть использованы на основе принципов взаимодополнительности, альтернативности или доминантности;
2) новая междисциплинарная концепция "профессиология", интегрирующая комплекс наук о профессиональной деятельности, профессиональном образовании, профессиональной ориентации, закономерностях возникновения различных профессий, специальностей, о
профессиональных качествах личности, профессиональном самоопределении человека, феноменах таланта одаренности и т.п.
Следующий иерархический уровень методолого-теоретического обоснованная развития профессионального образования, определяемый в соответствии со структурой научного знания представляет собой проблематику профессионально-педагогического, частнонаучного профиля.
Педагогический процесс в профессиональной школе отличается более широким диапазоном целеполагания, когда одновременно совершаются и социализация, и профессионализация личности.
Это сложный познавательный и трудовой процесс, характеризующийся как общими, так и специфическими закономерностями. Несмотря на свою многогранность, он является целостным и единым. Методологическими и теоретическими предпосылками для обоснования этих закономерностей служат общие социальные и педагогические закономерности воспитания и развития личности, законы социально-экономического развития, научно-технические основы производства, теория деятельности, системный, комплексный и интегративно-модульный подходы, позволяющие установить существенные, закономерные связи профессиональной подготовки как социально-профессионально-педагогической сложной системы, охватывающей цели, содержание, педагогический и производственный процессы., воспитание в процессе обучения, управление и результат. В профессиональном обучении находят отражение не только общедидактические, но и обще- и частносоциологические, психологические, физиологические, кибернетические и другие закономерности, связанные с анализом деятельности учебно-познавательного характера.
Педагогические и дидактические закономерности процесса профессионального обучения представляют собой разные уровни существенных связей, отношений и взаимодействий его компонентов в соответствии с многоуровневым строением процесса профессиональной подготовки. Механизмы рыночных отношений качественно меняют логику педагогического регулирования процесса профессионального обучения, что находит отражение в измерении характера педагогических закономерностей.
Методолого-теоретическим основанием для анализа логики этих изменений является общенаучная методология интегративных процессов (Л.П. Беляева). С позиций системного подхода в науке выделены следующие формы интеграции, множество, совокупность, сложность, комплексность, упорядоченность, организация и система.
Под совокупностью понимается простое объединение элемент в некоторое множество (при наличии разнородных элементов, это комплекс). Следующая форма интеграции - это упорядоченность, когда в некотором комплексе (сложности) появляется отношение порядка между элементами, которое дает дополнительный объединительный признак для входящих в множество элементов. Появление в объединении связей ведет к новой форме интеграции - организации, которая определяется новыми признаками объединения элементов. Нарастание этих связей вызывает качественно новую форму интеграции, когда получается хорошо организованное (органическое) множество, образующее целостное единство - систему.
Как показано в работах Беляевой А.П., в новых рыночных условиях меняется логика возрастания системного качества от внешних форм регулирования профессиональной подготовкой к внутри институциональным.
Если для централизованной и административной структуры характерно было движение от жестких требований системы профессионального образования к устойчивым организационным формам управления, которые в свою очередь обусловливают упорядоченность требований к профессиональной подготовке на внутри институциональном уровне, и представляют незначительную свободу выбора педагогу в рамках обозначенной совокупности средств и методов профессионального обучения, то в условиях рыночной экономики и демократизации механизмом ее регулирования последовательность возрастания системного качества противоположная. На уровне профессионального образования как социального института - это совокупность определенных установок, норм, возможностей, условий функционирования профессиональной школы (стандарт профессионального образования), которая приобретает определенную упорядоченность на федеральном, региональном или местном уровне и в зависимости от выбранной стратегии развития выливается в определенные управленческо - организационные формы, которые, в свою очередь, являются основой разработки той или иной системы, технологии профессионального обучения.
Системное качество профессионального образования определяется совокупностью образовательных средств, норм-ценностей, условий функционирования профессиональной школы. Эта совокупность определяется как учебно-методическое обеспечение профессионального образования. И мы принимаем как исходное это обобщенное рабочее определение, раскрывающее целевое назначение УМО.
Результатом теоретического анализа явилось раскрытие сущности учебно-методического обеспечения: само системное качество профессионального образования определяется совокупностью образовательных средств и технологий их использования, при условии, что эта совокупность проектируется в целях содействия становлению студента как субъекта будущей профессиональной деятельности. Эта совокупность определяется нами как учебно-методическое обеспечение профессионального образования. В исследовании было доказано, что центральным компонентом учебно-методического обеспечения является учебно-методический комплекс: совокупность разных источников информации, используемых для решения профессионально-педагогических задач.
В условиях реформирования системы высшего профессионального образования необходимыми элементами структуры учебно-методического комплекса являются: образовательный стандарт, учебная программа, опорные конспекты; предписания для самостоятельной работы студентов с источниками информации; учебные пособия, учебно-методические материалы для преподавателя; отобранная специальная информация; хрестоматии; компьютерные и имитационные игры; педагогические технологии.
Структура учебно-методического обеспечения имеет иерархическое построение, которое может быть представлено следующими концентрами:
1-й концентр - источники информации и технологии, обеспечивающие достижения требований государственного стандарта высшего профессионального образования;
2-й концентр - источники и технологии, отражающие тенденции развития педагогического образования;
3-й концентр - источники и технологии, раскрывающие особенности научно-педагогической школы конкретного вуза;
4-й концентр - источники и технологии, ориентированные на учет индивидуальных потребностей студента.
В ходе исследования было обосновано, что единицей построения учебно-методического комплекса в каждом концентре является модуль, в котором взаимосвязаны:
- базовые категории (понятия) на уровне идей, ориентации, фактов;
- сущностные характеристики на уровне концепций, теорий, педагогических систем;
- педагогические технологии на основе использования знаний первых двух уровней.