Условия проектирования, эффективность и назначение УМО

Условия проектирования учебно-методического обеспечения, гарантирующие качество профессио­нальной подготовки будущего педагога;

- ценностное согласование субъектов (преподавателей и студен­тов) образовательного процесса в высшей школе в проектировании индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов;

- организация проектирования учебно-методического обеспече­ния как инновационного процесса, учитывающего этапность и закономерности освоения образовательных инноваций;

- целостность учебно-методического комплекса как интегративного средства, обеспечивающего становление студента как субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

- сопряженность (адекватность) критериев оценки эффективно­сти учебно-методического комплекса критериям профессионального становления студента.

Проектирование учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин строится с учетом объективных, и субъективных факторов.

К объективным относятся:

- требования государственного образовательного стандарта;

- этапы становления будущей профессиональной педагогической деятельности (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, предметный);

- прогрессивные тенденции развития отечественной и международной теории и практики подготовки педагогов.

К субъективным относятся:

- субъектность научно-педагогических школ конкретного вуза;

- индивидуальные особенности студента педагогического вуза.

Целостность учебно-методического обеспечения определяется соответствием учебно-методического комплекса и техно­логий его использования определенной совокупности учебно-профессиональных задач, сформулированных с учетом объективных и субъективных факторов проектирования процесса изучения педагоги­ческих дисциплин.

Учебно-профессиональные задачи являются критериальными познавательными задачами, отражающими содержание педагогиче­ской дисциплины и ориентационно-педагогическими задачами, кото­рые решаются при изучении всех педагогических дисциплин и предпо­лагают ценностно-смысловое обоснование студентам полученного ре­шения

Эффективность функционирования учебно-методического обес­печения определялась совокупностью критериев, целостно описываю­щих характерное учебно-методическое обеспечение как феномен педа­гогической науки и практики. К этим критериям относятся;

- экспертная оценка теоретического обоснования учебно-методического обеспечения;

- "дисциплинарный" - умение решать учебно-профессиональные задачи на материале конкретной учебной дисциплины;

- "междисциплинарный" - соответствие педагогического знания как основы интеграции знаний из других областей для получения цело­стного профессионального знания типу учебного предмета; соответствие выбранной основы интеграции этапам профессионального становления;

- "практический" - значимость для студента использованного при изучении конкретной педагогической дисциплины индивидуализированного обучающего пакета в процессе прохождения учебно-профессиональной практики;.

- "субъектный" - оценка эффективности труда преподавателя и студента, выявление причин, мешающих нормальному протеканию педагогического процесса.

Реализация личностно-ориентированного подхода к высшему педагогическому образова­нию существенно расширяет функции преподавательской деятельно­сти, выдвигая на первый план его проектную деятельность по индиви­дуализации учебно-методического обеспечения.

Для раскрытия сущности понятия необходимо определить его функциональное назначение.

Функциональное назначение УМО заключается в том, что оно представляет собой своеобразный инструментарий, пользуясь которым, студент с помощью преподавателя "проходит" путь профессионально-образовательного становления, поэтапно овладевая профессиональным знанием интегрированного характера.

Для того, чтобы определить функциональное назначение учебно-методического обеспечения, необходимо рассмотреть и другие подхо­ды, которые рассматривает, например, Т.Н. Шамова, вводя понятие "Комплексное методическое обеспечение". Как указывает Т.И. Шамова, в основе методического обеспечения должны лежать закономерности учебного процесса, дидактические принципы и требования общей теории управления. В качестве компонентов системы методического обеспечения автор называет цели обучения, учебные планы и программы, методические пособия, дидактические средства. В данной позиции мы видим расширительное толкование понятия и рядоположенность компонентов разных уровней.

С другой стороны, понятие "комплексное методическое обеспечение" не отвечает современному феномену развивающего и воспиты­вающего характера обучения. Как видим, реализация этих целей, пред­ставленные выше перечнем, КМО не обеспечивается.

В практике общеобразовательной и профессиональной школы сущность КМО формализуется в документах и технических объектах. Именно на таком основании давал свою классификацию ВНМ Центр: под комплексным методическим обеспечением (КМО) понимаются разработка и создание документации и средств обучения

Отправной точкой разработки КМО стали исследования ВНИИ профтехобразования, в которых подчеркивается различие между "средствами обучения" и "обеспечением"

Средства обучения - предметы, с помощью которых создаются условия эффективного обучения. Для выделения существенных сторон КПО рассмотрим понятие "обеспечение", его этимологию.

Понятие "обеспечение", в первую очередь, означает создание необходимых условий какого-либо процесса.

Понятие "условия" по отношению к учебном процессу включает в себя предпосылки обучения, положения, лежащие в основе его осу­ществления, и требования, предъявляемые к обучению.

Под педагогическим обеспечением мы понимаем создание необ­ходимых условий реализации целей обучения, воспитания и развития в процессе продуктивного обучения в соответствии с принципами, зако­номерностями феномена обучения и структурой моделируемой дидактической системы.

Комплексное педагогическое обеспечение (КПО) в первую оче­редь обеспечивает продуктивность, желаемый результат системы и процесса обучения.

КПО охватывает деятельность всех (непосредственных и опо­средованных) участников дидактического и педагогического процесса. В современной школе в этой деятельности - специалисты всех служб сопровождения, инженеры, операторы, преподаватели высшей школы и т.д.

В последнем случае сущность КПО должна охватывать основные стороны этой совокупной деятельности и соответствовать её струк­туре: цель, метод, содержание, действие, результат.

В процессе деятельности осуществляется ориентировка в ней, регулирование процесса и контроль результата.

На уровне обеспечения деятельности участников процесса продуктивного обучения, КПО должно содержать следующие компоненты, отражающие соответствующие аспекты деятельности:

- профессионально-содержательный; сущность профессиональной деятельности в период социальной практики, предпрофессиональной подготовки и учебно-практической деятельности в модели производственной ситуации;

- ориентированный процесс ориентировки учащегося в индивиду­альный образовательный маршрут, ориентировки педагога на индиви­дуальные психофизиологические предпосылки к деятельности в изби­раемой сфере труда в период социально-производственной, предпрофессиональной практики;

- регулирующее - контрольный; процесс регуляции и саморегуляции учения с учетом выбора предметной области, практики в социально-производственной структуре города; одновременная комплексная диаг­ностика достижений учащихся и предоставление условий самоконтроля достижений;

- мотивационный; стимулирование учебной, учебно-практической, учебно-производственной, исследовательской, изобретательской деятельности и поддержание интереса к ней в конкурсах, микроолимпиадах, подготовке альбомов, выставок, фестивалях, конкурсах, олимпиадах, чемпионатах и т.д.;

- тренировочный; процесс овладения общеучебными умениями и навыками; навыками работы над индивидуальными проектами и защиты их, навыками работы с компьютерными инструментами, профессиональными умениями и навыками в полиграфической мастерской, умениями и навыками социальной адаптации в период социальной практики.

- оценочный; оценка степени эффективности достижений различных видов учебной деятельности.

Выделенные компоненты позволяют предложить следующую схему, связи сущностной и документальной основ комплексного педагогического обеспечения процесса продуктивного обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: