Условия проектирования учебно-методического обеспечения, гарантирующие качество профессиональной подготовки будущего педагога;
- ценностное согласование субъектов (преподавателей и студентов) образовательного процесса в высшей школе в проектировании индивидуальных образовательно-профессиональных маршрутов;
- организация проектирования учебно-методического обеспечения как инновационного процесса, учитывающего этапность и закономерности освоения образовательных инноваций;
- целостность учебно-методического комплекса как интегративного средства, обеспечивающего становление студента как субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- сопряженность (адекватность) критериев оценки эффективности учебно-методического комплекса критериям профессионального становления студента.
Проектирование учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин строится с учетом объективных, и субъективных факторов.
К объективным относятся:
|
|
- требования государственного образовательного стандарта;
- этапы становления будущей профессиональной педагогической деятельности (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, предметный);
- прогрессивные тенденции развития отечественной и международной теории и практики подготовки педагогов.
К субъективным относятся:
- субъектность научно-педагогических школ конкретного вуза;
- индивидуальные особенности студента педагогического вуза.
Целостность учебно-методического обеспечения определяется соответствием учебно-методического комплекса и технологий его использования определенной совокупности учебно-профессиональных задач, сформулированных с учетом объективных и субъективных факторов проектирования процесса изучения педагогических дисциплин.
Учебно-профессиональные задачи являются критериальными познавательными задачами, отражающими содержание педагогической дисциплины и ориентационно-педагогическими задачами, которые решаются при изучении всех педагогических дисциплин и предполагают ценностно-смысловое обоснование студентам полученного решения
Эффективность функционирования учебно-методического обеспечения определялась совокупностью критериев, целостно описывающих характерное учебно-методическое обеспечение как феномен педагогической науки и практики. К этим критериям относятся;
- экспертная оценка теоретического обоснования учебно-методического обеспечения;
- "дисциплинарный" - умение решать учебно-профессиональные задачи на материале конкретной учебной дисциплины;
|
|
- "междисциплинарный" - соответствие педагогического знания как основы интеграции знаний из других областей для получения целостного профессионального знания типу учебного предмета; соответствие выбранной основы интеграции этапам профессионального становления;
- "практический" - значимость для студента использованного при изучении конкретной педагогической дисциплины индивидуализированного обучающего пакета в процессе прохождения учебно-профессиональной практики;.
- "субъектный" - оценка эффективности труда преподавателя и студента, выявление причин, мешающих нормальному протеканию педагогического процесса.
Реализация личностно-ориентированного подхода к высшему педагогическому образованию существенно расширяет функции преподавательской деятельности, выдвигая на первый план его проектную деятельность по индивидуализации учебно-методического обеспечения.
Для раскрытия сущности понятия необходимо определить его функциональное назначение.
Функциональное назначение УМО заключается в том, что оно представляет собой своеобразный инструментарий, пользуясь которым, студент с помощью преподавателя "проходит" путь профессионально-образовательного становления, поэтапно овладевая профессиональным знанием интегрированного характера.
Для того, чтобы определить функциональное назначение учебно-методического обеспечения, необходимо рассмотреть и другие подходы, которые рассматривает, например, Т.Н. Шамова, вводя понятие "Комплексное методическое обеспечение". Как указывает Т.И. Шамова, в основе методического обеспечения должны лежать закономерности учебного процесса, дидактические принципы и требования общей теории управления. В качестве компонентов системы методического обеспечения автор называет цели обучения, учебные планы и программы, методические пособия, дидактические средства. В данной позиции мы видим расширительное толкование понятия и рядоположенность компонентов разных уровней.
С другой стороны, понятие "комплексное методическое обеспечение" не отвечает современному феномену развивающего и воспитывающего характера обучения. Как видим, реализация этих целей, представленные выше перечнем, КМО не обеспечивается.
В практике общеобразовательной и профессиональной школы сущность КМО формализуется в документах и технических объектах. Именно на таком основании давал свою классификацию ВНМ Центр: под комплексным методическим обеспечением (КМО) понимаются разработка и создание документации и средств обучения
Отправной точкой разработки КМО стали исследования ВНИИ профтехобразования, в которых подчеркивается различие между "средствами обучения" и "обеспечением"
Средства обучения - предметы, с помощью которых создаются условия эффективного обучения. Для выделения существенных сторон КПО рассмотрим понятие "обеспечение", его этимологию.
Понятие "обеспечение", в первую очередь, означает создание необходимых условий какого-либо процесса.
Понятие "условия" по отношению к учебном процессу включает в себя предпосылки обучения, положения, лежащие в основе его осуществления, и требования, предъявляемые к обучению.
Под педагогическим обеспечением мы понимаем создание необходимых условий реализации целей обучения, воспитания и развития в процессе продуктивного обучения в соответствии с принципами, закономерностями феномена обучения и структурой моделируемой дидактической системы.
Комплексное педагогическое обеспечение (КПО) в первую очередь обеспечивает продуктивность, желаемый результат системы и процесса обучения.
КПО охватывает деятельность всех (непосредственных и опосредованных) участников дидактического и педагогического процесса. В современной школе в этой деятельности - специалисты всех служб сопровождения, инженеры, операторы, преподаватели высшей школы и т.д.
|
|
В последнем случае сущность КПО должна охватывать основные стороны этой совокупной деятельности и соответствовать её структуре: цель, метод, содержание, действие, результат.
В процессе деятельности осуществляется ориентировка в ней, регулирование процесса и контроль результата.
На уровне обеспечения деятельности участников процесса продуктивного обучения, КПО должно содержать следующие компоненты, отражающие соответствующие аспекты деятельности:
- профессионально-содержательный; сущность профессиональной деятельности в период социальной практики, предпрофессиональной подготовки и учебно-практической деятельности в модели производственной ситуации;
- ориентированный процесс ориентировки учащегося в индивидуальный образовательный маршрут, ориентировки педагога на индивидуальные психофизиологические предпосылки к деятельности в избираемой сфере труда в период социально-производственной, предпрофессиональной практики;
- регулирующее - контрольный; процесс регуляции и саморегуляции учения с учетом выбора предметной области, практики в социально-производственной структуре города; одновременная комплексная диагностика достижений учащихся и предоставление условий самоконтроля достижений;
- мотивационный; стимулирование учебной, учебно-практической, учебно-производственной, исследовательской, изобретательской деятельности и поддержание интереса к ней в конкурсах, микроолимпиадах, подготовке альбомов, выставок, фестивалях, конкурсах, олимпиадах, чемпионатах и т.д.;
- тренировочный; процесс овладения общеучебными умениями и навыками; навыками работы над индивидуальными проектами и защиты их, навыками работы с компьютерными инструментами, профессиональными умениями и навыками в полиграфической мастерской, умениями и навыками социальной адаптации в период социальной практики.
|
|
- оценочный; оценка степени эффективности достижений различных видов учебной деятельности.
Выделенные компоненты позволяют предложить следующую схему, связи сущностной и документальной основ комплексного педагогического обеспечения процесса продуктивного обучения.